Буквенный человечище

Выставка Жауме Пленса в галерее Diehl демонстрирует заурядную работу значительного художника

Фолькер Диль – опытный галерист и московскую выставку испанского скульптора Жауме Пленса сделал коммерчески разумно. В своей галерее он показал несколько одинаковых бронзовых скульптур Пленса: из сидящего на холмике человека, сплошь покрытого буквами, прорастает дерево. Цена каждого бронзового буквоносца – 90 000 евро, и он способен украсить зимний сад штаб-квартиры солидной корпорации или загородный дом господина с достатком. Для музея такое произведение не подходит – консервативно, декоративно. А вот для продажи – очень даже хорошо.

То, что Пленса все же художник с дерзкой фантазией, прочитывается в развешанной графической серии, на листах которой странные женские лица соединяются с написанием имен великих композиторов и случайными словами.

Но масштаб дарования и уровень пластического мастерства Жауме Пленса можно оценить вне стен галереи. Перед новым зданием отеля Grand Hyatt в Сити до июня будет стоять многотонная скульптура «Дом знаний» – фигура сидящего человека, вылитая из вязи латинских букв. Сквозь кружевное алфавитное тело, ночью подсвеченное лампочками постамента, видно небо. Это очень красивая городская скульптура, хорошо бы ее купили и оставили стоять – в Москве, и особенно в ее бесчеловечно индустриальном Сити, не хватает такой благородной и умной современной городской скульптуры.

Но и она не дает полного представления о значительности Жауме Пленса, чей фонтан в Чикаго – работа и культурная, и новаторская. О ней и других проектах художника можно узнать из каталогов, лежащих в галерее. Так что, покупая, честно сказать, не самую интересную скульптуру Пленса, напоминающую творчество советских керамистов и, уж извините, Зураба Церетели, вы все же приобщаетесь к очень качественному европейскому современному искусству, которое нам, увы, до сих пор известно только фрагментами.