Льгота Путина

На фоне кризиса и падения цен на сырье нефтяное лобби требует налоговых поблажек. Как стало известно «Ведомостям», на этой неделе Владимир Путин может обсудить с нефтяниками замену НДПИ и экспортной пошлины, формирующих треть бюджета страны, налогом на сверхдоходы
Нефтяники покушаются на треть доходов бюджета/ Bloomberg

На 12 февраля назначено выездное заседание правительства во главе с премьером Владимиром Путиным в Киришах под Санкт-Петербургом. Будут обсуждать нефтянку: как увеличить добычу и глубину переработки. По итогам 2008 г. производство нефти впервые за 10 лет упало на 0,7% до 488 млн т. Президент «Лукойла» Вагит Алекперов только на прошлой неделе в интервью The Wall Street Journal предупредил, что добыча нефти в России продолжит падать, если не уменьшится налоговая нагрузка. По его оценке, для поддержания развития отрасли следует снизить налоговое бремя для нефтяников на $10 млрд.

Об этом нефтяники, скорее всего, попросят чиновников, рассказали сотрудники двух ведомств и менеджер одной из нефтяных компаний, участвующих в подготовке поездки. Повестка дня до конца не сформирована, уточняют собеседники «Ведомостей», но, возможно, на совещании обсудят предложения нефтяников о введении нового налога на сверхприбыль. Этот налог может заменить НДПИ, а, возможно, сократить или даже вовсе отменить экспортную пошлину на нефть. Еще в 2008 г. министр энергетики Сергей Шматко объявлял, что налог на сверхприбыли нефтяников может вытеснить НДПИ. Минэкономразвития согласно ввести такой налог уже с 2010 г., добавляет еще один чиновник, участвующий в дискуссиях.

Нефтяные НДПИ и пошлина – основа федерального бюджета: на них приходится около 3,1 трлн руб., или 36% доходов (по расчетам за 11 месяцев 2008 г.). Попытки ввести налог на сверхдоходы уже делались: в 1997 г. в Госдуму вносили проект поправок в Налоговый кодекс (приняты не были), в 1998 г. был отдельный законопроект (его не стали рассматривать).

Чиновник, участвующий в подготовке совещания в Киришах, не верит, что и теперь новый налог введут немедленно: пока, по его словам, изучается возможность его применения для новых или особо трудных в разработке месторождений – к примеру, для шельфа или Восточной Сибири. Принцип действия описан в аналитических материалах, подготовленных еще в прошлом году для одного из ведомств, участвующих в обсуждении вопроса (есть у «Ведомостей»). В документах допускалось, что минимальная ставка налога – 15% от доходов с добычи – может применяться, если общие накопленные доходы от продажи углеводородов в 1–1,2 раза превышают расходы, максимальная – в 60% от доходов – при разнице более чем в два раза (подробнее см. врез). Главный аргумент против налога: его слишком тяжело считать и проверять достоверность данных – инвестор будет заинтересован завышать затраты.

Агентство Dow Jones со ссылкой на свои источники сообщило вчера, что могут обсуждаться предложения нефтяников по повышению цены отсечения НДПИ с $15 до $25 за баррель, а также перенос сроков перехода на стандарт топлива «Евро-3». Нефтяники давно продвигают идею о дифференциации НДПИ в зависимости от выработанности месторождений (чем ниже дебит скважин, тем меньше ставка), добавляет еще один чиновник. Раз уж «встречающей» стороной на совещании оказался «Сургутнефтегаз», чиновники могут прислушаться к его предложениям, считает один из них. А тот добивается снижения экспортной пошлины для восточносибирской нефти. После запуска компанией Талакана вице-премьер Игорь Сечин поручил Минэкономразвития, Минэнерго, Минфину и ФСТ изучить возможность применения дисконта к ставке экспортной пошлины для месторождений в Восточной Сибири, рассказывали источники «Ведомостей». Чиновники Минэнерго, Минэкономразвития и Минфина пришли к выводу, что правовых оснований для подобной дифференциации нет, но в январе из аппарата Сечина в Минэнерго пришел ответ с пожеланием найти такие основания, поделился собеседник «Ведомостей» (подтвердить это вчера не удалось).

Представитель Минэнерго сообщила, что на совещании будут обсуждаться проект строительства второй очереди Балтийской трубопроводной системы и вопросы нефтепереработки. Представители крупнейших нефтяных компаний от комментариев отказались.