Не успели в срок

Интернет-портал государственных услуг, на создание которого государство выделило 500 млн руб., не заработал в установленные сроки

В декабре 2007 г. правительство обязало федеральные органы исполнительной власти с 2009 г. оказывать услуги населению и организациям через интернет. А в мае 2008 г. одобрило создание для этого единого портала – Общероссийского государственного информцентра (ОГИЦ). В октябре 2008 г. прошли три аукциона, связанных с разработкой ОГИЦ, на 495 млн руб. Участвовало в них лишь ФГУП «НИИ «Восход».

Портал (www.ogic.ru) уже доступен; он предлагает выдачу общероссийских и загранпаспортов, оформление временной регистрации, подтверждение зарубежных дипломов, регистрацию прав на недвижимость и т. д. Но ни одной из услуг воспользоваться нельзя; как следует из сообщений на сайте – из-за отсутствия нормативной базы.

Помощник директора НИИ «Восход» Мария Шнейдер говорит, что предприятие разработало модели 17 разных услуг. Чтобы воспользоваться ими, нужно загрузить с портала электронную анкету, заполнить ее, скрепив электронной цифровой подписью (ЭЦП), и отправить на обработку. Но регламенты анкет пока не разработаны, поясняет Шнейдер; к тому же требуется доработка законодательства по ЭЦП.

В России около 3900 госуслуг, перевести их в электронный вид в сжатые сроки нереально, отвечает представитель Минкомсвязи. По его словам, Минэкономразвития готовит перечень первоочередных услуг, сразу после его принятия начнется работа над планом их перевода в электронный вид. Закон об ЭЦП принят в 2002 г., с 2007 г. отменено обязательное лицензирование удостоверяющих центров, напоминает партнер Salans Виктор Наумов. Но регулирования электронного документооборота в целом пока нет, что может затруднять работу ОГИЦ.

Техзаданием по разработке ОГИЦ предусмотрено, что анкеты должны создаваться в формате PDF, разработанном американской Adobe Systems. В конце 2008 г. «Восход» приобрел у Adobe программное обеспечение Adobe LiveCycle для создания PDF-анкет, говорит глава российского офиса Adobe Павел Черкашин. «Восход» работал с PDF-анкетами и прежде – например, принимая заявки на загранпаспорта, и использовал бесплатное ПО, рассказывает Шнейдер. Но для ОГИЦ потребовалась программа Adobe, говорит она: к анкетам на портале предъявляются более сложные требования.