Слабое утешение

Правительство ищет замену разбежавшимся покупателям автомобилей. В этом году министерства и ведомства дополнительно потратят на покупку машин у российских автопроизводителей 12,5 млрд руб.
С.Портер

Соответствующее распоряжение подписал в понедельник премьер-министр Владимир Путин. Крупнейшими получателями средств станут Минобороны (4 млрд руб.), Минздравсоцразвития (3,76 млрд руб.) и МВД (2,43 млрд руб.). Перечень производителей, у которых будут закупаться автомобили, будет утвержден Минпромторгом, говорится в документе. На 12,5 млрд руб. можно купить 25 667 автомобилей Volga Siber (ГАЗ, здесь и далее цена в базовой комплектации), или 15 822 Toyota Camry (завод в Санкт-Петербурге), или 8300 бортовых «Камазов», или 14 723 Fiat Ducato («Соллерс»).

Чиновники не могут сказать, какие именно производители войдут в число избранных. Минпромторг будет предлагать внести в список все заводы на территории России, говорит замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов. В список могут попасть только производители, полностью локализовавшие производство в России, говорит чиновник другого ведомства. Из иностранных концернов пройдут те, кто подписал соглашения о локализации производства, слышал сотрудник одного из автоконцернов. То есть за бортом могут оказаться «Автотор» и производители китайских автомобилей. Сотрудник российского автоконцерна говорит, что чиновники думают распределять госзакупки пропорционально долям заводов на рынке.

Список избранных может быть определен указом президента, говорят чиновники двух ведомств, участвующих в подготовке предложений. В документе также предполагается записать право ведомств заключать контракты с российскими производителями без торгов. Кроме того, компаниям не придется предоставлять гарантии обеспечения поставок, а госзаказчики смогут авансировать им до 50% контракта.

Чиновник Минобороны говорит, что его министерство почти целиком планирует потратить полученные средства за покупку грузовиков «Камаз» и «Урал» в разных модификациях. По словам представителя МВД, будут куплены отечественные автомобили десятков модификаций – от легковых автомобилей для руководства и патрульно-постовой службы, санитарных автомобилей и до тяжелых грузовиков для служб тыла и Внутренних войск. При этом покупать дорогостоящие автомобили импортных марок для руководителей не предполагается, говорит он.

Менеджеры нескольких автопроизводителей сказали «Ведомостям», что знают о подготовке указа. «Это единственный способ обеспечить эффективное использование госсредств на прямую помощь автопроизводителям», – сказал представитель «Соллерса». Пакет контрактов по госзаказу очень важен для «Камаза», говорит менеджер компании: хотя на этот год он еще не сформирован, в 2007–2008 гг. составлял в среднем более 10% от общего объема продаж (47 000 машин в 2008 г.). Представитель «АвтоВАЗа» говорит, что объем госзаказа у «АвтоВАЗа» минимален – в прошлом году компания выиграла два конкурса Минздравсоцразвития на поставку 28 300 машин (4,5% от прошлогоднего объема продаж на внутреннем рынке). Гендиректор «Автотора» (собирает автомобили BMW, Kia, General Motors) Валерий Горбунов говорит, что с его компанией вопрос госзакупок не обсуждался.

Правда, сотрудник одного из автоконцернов отмечает, что указ о госзакупках по сравнению с другими просьбами автоконцернов не самый важный. Ведь в декабре Путин обещал автопроизводителям госгарантии по кредитам на 70 млрд руб., выкуп облигаций на 60 млрд руб. и вливания на сумму свыше 80 млрд руб. лизинговым компаниям. Эти меры так до сих пор и не реализованы, сетует он.

К тому же существенное влияние на продажи автомобилей это вряд ли окажет. Гендиректор агентства «Автостат» Сергей Целиков прогнозирует, что объем рынка только легковых автомобилей в 2009 г. упадет на 25% до $37 млрд (1,3 трлн руб. по среднему курсу рубля, прогнозируемому правительством). Таким образом, выделяемые правительством средства составят менее 1% от этой суммы.