Социология автокризиса

Опрошенные социологами нижегородцы одобряют прямую госпомощь местному автопрому. А высокие ввозные пошлины нашим машиностроителям не помогут, считает большинство

Нижегородский фонд «Открытая социология» 7–8 февраля исследовал отношение к кризису 1200 жителей Нижегородской области. Опросили в том числе по 300 респондентов в Автозаводском районе Нижнего Новгорода, где расположен ГАЗ, в Заволжье (месторасположение Заволжского моторного завода, ЗМЗ, входит в «Соллерс») и Павловском районе, где работает «Павловский автобус» (ПАЗ) группы ГАЗ. Результаты есть у «Ведомостей».

Автопром – ключевая отрасль для области. По данным мэрии Нижнего Новгорода, доля машиностроительной продукции в отгруженных товарах – 71,3%.

ГАЗ с 19 января до июня перешел на трехдневную рабочую неделю и сокращает 1200 человек (около 3% работников), ЗМЗ сокращает 180 человек, ПАЗ – 800.

Российскому автопрому обещано в общей сложности 200 млрд руб. госпомощи, хотя пока подписаны распоряжения правительства о госзакупке продукции на 12,5 млрд руб. и субсидировании автокредитов на 6 млрд руб. ГАЗ претендует на 20 млрд руб. С 12 января 2009 г. ввозные пошлины на иномарки повысили с 25% до 35%.

Прямую господдержку респонденты оценили в основном положительно, отмечает председатель совета фонда «Открытая социология» Сергей Красиков (см. диаграмму). Можно было ожидать конкуренции за госпомощь, говорит эксперт, но большинство (65%) опрошенных нижегородцев считают, что предприятиям надо выживать вместе. Лишь 4,2% полагают, что помогать надо только ГАЗу. Рост пошлин на иномарки респонденты поддержали не так безоговорочно, подчеркивает Красиков. Более 35% уверены, что пошлины отечественному автопрому все равно не помогут. Особенно резко разошлись мнения у владельцев отечественных и импортных авто: сторонников подъема пошлин среди них 25,7% и 39,6% соответственно, сказал старший научный сотрудник Института социологии РАН Александр Прудник.

ГАЗ и ЗМЗ, традиционно поставляющий двигатели для «Газелей» и «Соболей», до сих пор не заключили контракт на 2009 г. ГАЗ просит 50%-ной скидки на двигатели и готовится заменить двигатели ЗМЗ собственными. Представители «Соллерса» утверждают, что ГАЗ при этом на 52% поднял в 2009 г. цену на заготовки для ЗМЗ. Более половины продукции, по данным «Соллерса», ЗМЗ производит для ГАЗа. «ГАЗ просто пытается под предлогом кризиса выжить за счет ЗМЗ», – ответили 36,3% опрошенных нижегородцев и лишь 21,5% сочли требования ГАЗа справедливыми, подчеркивает Прудник.