Тяжелый год


Счетная палата (СП) по итогам проверки авиаперевозчиков, входящих в альянс AirUnion («Красноярские авиалинии», «Домодедовские авиалинии» и «Самара») обвинила их аудитора «Эйч эл би внешаудит» в том, что он не сообщал государству о проблемах компаний. «Эйч эл би внешаудит» выдавал «на протяжении нескольких лет безоговорочно положительные аудиторские заключения», говорится в сообщении на сайте СП. Материалы проверки переданы в Генпрокуратуру и ФСБ.

Аудиторских заключений по трем компаниям нет в открытом доступе. Заключения не были абсолютно положительными, они содержали оговорки, говорит гендиректор «Эйч эл би внешаудита» Леонид Митрофанов: например, в заключении по ДАЛу за 2007 г. отмечены огромный убыток и отрицательные чистые активы. На конец года совокупный долг трех компаний составлял 26 млрд руб., «из чего каждый может сделать выводы об их состоянии», считает Митрофанов. Как реагировать на обвинения, компания еще не решила, отмечает он, проходить через процедуру продления лицензии компании нужно только в 2012 г.

Это вторая крупная претензия госструктуры к работе аудиторов, единодушны опрошенные «Ведомостями» аудиторы. Первая – попытка ФНС лишить PwC лицензии и взыскать в доход государства гонорар в 16,8 млн руб. за аудит ЮКОСа. Гонорар и лицензию PwC отстояла, а вот аудиторские заключения отозвала, сославшись на то, что ЮКОС ввел аудиторов в заблуждение.

Составление заведомо ложного заключения грозит аннулированием лицензии компании и квалификационного аттестата сотрудника, подписавшего документ, говорит представитель Минфина, но это должен подтвердить суд.

«Год обещает быть трудным для аудиторов, придется делать тяжелый выбор при квалификации компании как близкой к банкротству», – отмечает президент ФБК Сергей Шапигузов: к аудиторам будет повышенное внимание. Грань между отрицательным заключением и положительным с оговорками основана на суждении аудитора, говорит он.

Если в заключении есть хоть одна оговорка, оно условно положительное, объясняет адвокат Алексей Мельников, защищавший PwC: так аудиторы обращают внимание на риски, которые пользователи заключения должны самостоятельно оценить. Иск акционеров к аудиторам своих компаний имеет шансы на успех, если заключения «заведомо ложные», объясняет он. Претензии в непрофессионализме может предъявить аудитору только сам клиент, замечает Мельников.