Рекламное домовладение

Получать доход от рекламы на стенах и крышах многоквартирных домов должны их жители, а не местные власти, говорится в законопроекте, внесенном в Госдуму. Рекламные агентства предпочитают иметь дело с властями

Наружная реклама может размещаться на многоквартирных домах только с разрешения собственников помещений. Соответствующий законопроект с поправками в закон «О рекламе» и в Жилищный кодекс РФ был внесен вчера в Госдуму депутатом Павлом Крашенинниковым. Сейчас, по словам депутата, договоры о размещении рекламы заключаются, как правило, не с собственниками жилья, а с органами местного самоуправления, которые и получают доход. Обязанность агентств по наружной рекламе заключать контракты именно с жильцами прописана в законе «О рекламе», но четко не регламентирована, что приводит к нарушениям, указано в пояснительной записке к законопроекту, внесение поправок устраняет неоднозначное толкование уже действующих норм, а не вводит новые.

В большинстве случаев операторы рынка наружной рекламы заключают договор с дирекцией по эксплуатации зданий (ДЭЗ), на балансе которой находится дом, а если в доме создано товарищество собственников жилья (ТСЖ), то с товариществом, говорит заместитель гендиректора рекламной компании «Террапроект» Иван Гуляев. Поправками право заключать такие договоры и извлекать доход от рекламы на крышах и стенах домов отнесено к исключительной компетенции общего собрания собственников, оно не может быть передано ТСЖ или управляющим компаниям, в том числе ДЭЗам, пояснил юрист компании «Иванян и партнеры» Евгений Зелинский. «Жильцы, с которыми мы сейчас сталкиваемся, ведут себя как рэкетиры, выставляют несуразные цены, – недоволен Гуляев. – У ДЭЗов хоть есть план, спущенный мэрией, они быстрее идут на компромисс».

По оценке гендиректора «Эспар аналитик» Андрея Березкина, сейчас в Москве насчитывается больше 1100 рекламных конструкций, установленных на стенах и крышах зданий, которые обходятся рекламодателям примерно в 3 млрд руб. (около четверти столичного рынка). Еще около 1,2 млрд руб. тратится на подобные конструкции в регионах. Владельцы зданий, на которых размещается реклама, по словам Березкина, могут рассчитывать на 25–30% комиссионных. Таким образом, в Москве владельцы зданий могли заработать на рекламе в прошлом году около 1 млрд руб., в регионах – около 300 млн руб.

В 2008 г. бюджет столицы пополнился за счет наружной рекламы на 3,2 млрд руб., но доходы от рекламы на жилых домах составили лишь незначительную часть этой суммы, уточнила пресс-секретарь заместителя мэра Сергея Байдакова Екатерина Золотарева, поэтому мэрия не будет возражать против таких поправок.