Ценности: Великая сила недовольства


Недовольство, претензии к правительству, сомнения в правильности политического курса – все эти чувства вызывают опасения у российского правительства. И генералы сразу подсказывают правительству, что делать: конечно, заняться комплектованием внутренних войск. Но можно ведь рассуждать иначе. На самом деле чувство недовольства полезно, ведь оно вполне может быть двигателем развития. Разочарование, осознание отсталости своей страны, даже зависть к тому, как живут другие, – конструктивная и мобилизующая сила. Глубокое осознание необходимости модернизации было свойственно российскому обществу во второй половине 80-х гг. прошлого века, но рабочее настроение быстро исчезло, и иллюзии вернулись. Теперь они снова, возможно, рассеются. Не ясно только, когда и во что это выльется (см. об этом колонку «На трезвую голову» в приложении «Пятница»).

Если политические лидеры действительно стремятся к модернизации экономики и государства, то они должны поощрять критическую дискуссию в своей стране. По сути – поощрять недовольство положением дел. Чем содержательнее критика, чем лучше анализ, чем точнее сравнение положения в нашей стране с положением в других странах, тем лучше для развития. Верить в необходимость изменений должны не только члены правящего класса, но и те, кому предстоит выполнить всю работу, т. е. активная, работающая часть населения. Именно эта часть населения должна быть в курсе истинного положения дел. Если полной информацией обладает только верхушка, у представителей элиты есть стимулы только к имитации действий. В ситуации информационной асимметрии («мы все знаем лучше, чем они там внизу») начальники занимаются не модернизацией, а дорогими «модернизационными» госпроектами, на которых сами и зарабатывают. Если же трезвое понимание глубины кризиса будет и у активных граждан, а действия властей будут прозрачными, люди не дадут разворовать деньги. Они будут лучше (а не хуже) работать, поскольку будут осознавать свою ответственность за положение в стране. Большинству из нас некуда бежать, так что у каждого нормального человека есть стимул добиваться того, чтобы жить было комфортнее. Итак, трезвое понимание, кто мы и в какой стране живем, может быть мобилизующим фактором.

Но власти об этом, наверное, не знают. Не догадываясь об огромном созидательном потенциале народного недовольства, власти недовольства боятся. Почему это так, понять не могу. Вместо того чтобы будить в людях здоровое желание изменить положение к лучшему, они показывают по телевизору безумцев, способных все только запутать. Дополняется это чудовищными «юмористическими» передачами и беспощадной «эстрадой», какой нет нигде в мире. Еще одно социальное лекарство – алкоголь бесплатно пока не поставляется, но доступность его всячески поддерживается. Все это средства ухода от осознанности, они позволяют жить в полусне. Но в полусне можно жить, только когда все растет само и работать не приходится.