Золотые перспективы

В смутные времена нет ничего надежнее золота, уверены многие. Спрос на него за последние месяцы вырос в разы как в России, так и за рубежом. В ближайшие годы золотые инвестиции могут оказаться прибыльными
Thomson Reuters

В России в последние месяцы инвестиции в золото стали не только надежными, но и доходными. Если на мировом рынке золото сейчас стоит столько же, сколько в середине июля 2008 г., – $980 за тройскую унцию, то в России из-за девальвации рубля цена 1 г желтого металла взлетела за это время с 720 до 1100 руб., т. е. на 53%.

Между тем цена тройской унции золота на мировом рынке с осени прошлого года неуклонно растет. С середины ноября она взлетела с $713 до $980. Виной всему спрос со стороны инвесторов, которые ищут надежного пристанища для оставшихся средств, пока не уляжется кризис. Рынком золота сейчас правит страх, говорит издатель инвестиционного бюллетеня Fullermoney Дэвид Фуллер.

Цели...

Эксперты уверены, что золото будет еще дороже. При нынешнем спросе цена $1200–1300 за унцию в ближайшие 3–6 месяцев уже не кажется аналитику по металлам JPMorgan Chase Майклу Дженсену невероятной. Этого уровня цен в течение 2009 г. ждет и замначальника отдела операций с драгметаллами банка «Зенит» Владимир Згурский. А начальник департамента финансовых рынков МДМ-банка Василий Заблоцкий допускает, что во второй половине года золото подорожает до $1500. Но при этом возможна коррекция до $750–800, предупреждает ведущий специалист департамента драгметаллов Номос-банка Владимир Устименко. Но в целом золото останется инвестиционно привлекательным до конца 2010 г., уверен аналитик «ВТБ капитала» Андрей Крюченков. В привлекательности золотых инвестиций в средне- и долгосрочной перспективе не сомневается и Фуллер. Он рекомендует покупать металл не прямо сейчас, а во время коррекции, которая, по его мнению, должна последовать после бурного февральского роста. Лучше дождаться цены в $850, советует Устименко.

...и средства

На Западе частные инвесторы сейчас отдают предпочтение физическому золоту. По данным Всемирного золотого совета, жители Европы и Северной Америки в IV квартале 2008 г. купили золотых слитков и монет на 148,5 т – на 811% больше, чем за тот же период 2007 г. За первые семь недель этого года монетный двор США продал золотых монет «Американский орел» на 193 500 унций; аналогичный объем был продан за весь 2007 год, а также за первое полугодие 2008 г. «Реальные люди из сельской Америки с деньгами под матрасом и богатые инвесторы приходят даже на фьючерсный рынок именно для того, чтобы получить золото по поставке», – говорит Тони Клэнсик из брокерской компании Lind-Waldock.

Южно-африканская Rand Refinery, которая чеканит самую популярную золотую монету в мире – Krugerrand, в январе увеличила выпуск с 10 000 до максимально возможных 20 000 унций в неделю, но рынок проглотил бы и 30 000, говорит Джохан Бота, директор по продажам Rand Refinery. Он отмечает растущие продажи в Швейцарии, Великобритании, Германии.

В России же наибольшим спросом у частных инвесторов, по словам банкиров, пользуются обезличенные металлические счета (ОМС). Хотя сегодня им доступны и мерные слитки, и инвестиционные монеты, и беспоставочные фьючерсы на золото в РТС. За 11 месяцев 2008 г. в Сбербанке было открыто 150 000 ОМС (88% из них – в золоте), что превышает число открытых счетов с 2002 по 2007 г. При этом спрос на ОМС превысил спрос на наличные металлы в 17 раз. По сравнению с докризисным уровнем (начало 2008 г.) спрос на золотые ОМС в банке «Зенит» вырос в 2 раза, в Номос-банке – в 2,5–3 раза, в МДМ-банке – в 5 раз, в «Уралсибе» – в 6–8 раз.

Это и неудивительно – у ОМС есть несколько неоспоримых преимуществ перед слитками и монетами. Покупка металла на счет происходит по наиболее близкой к рыночной цене, а с текущего счета металл можно продать в любой момент. Однако спрэд при зачислении/снятии металла со счета в банке доходит до 3–6%. Основной недостаток этих счетов – отсутствие госгарантий в случае банкротства банка.

Против наличности

А вот всплеска интереса к золоту в слитках практически нет, отмечает главный трейдер банка «Уралсиб» Валерий Окулов. При покупке слитка «навынос» инвестору приходится платить НДС в размере 18%, который не возвращается при реализации металла. Кроме того, выкупает у населения слитки гораздо меньшее число банков, чем их продает, а спрэд между покупкой и продажей составляет в среднем 20–25%.

Покупать инвестиционные монеты, которые не облагаются НДС, сейчас невыгодно из-за сильно завышенных цен, предупреждает Згурский. К примеру, вчера цена одной из самых популярных монет – золотого «Георгия Победоносца» в Сбербанке на 21% превышала цену металла, из которого сделана. Стоимость 1 г металла в монете в среднем на 5–7% дороже, чем при зачислении на ОМС, добавляет Заблоцкий.