Для себя: На службе стареющего поколения беби-бума


Рынок ценных бумаг переживает потрясение. На рынке недвижимости спад. А производители бытовой техники работают на перспективу, создавая товары для стареющего поколения послевоенного беби-бума.

Для кухни в компании General Electric (GE) кипит работа над созданием духовок с легко открывающимися дверцами и конфорок с функцией автоматического отключения. В Германии специалисты совместного предприятия Bosch и Siemens разработали стеклокерамическую варочную панель для их элитной марки Thermador, которая не позволит блюдам «убежать». Компания Moen заявила о выпуске новых поручней для ванной, способных выдержать человека весом в 350 фунтов (160 кг). Kohler пытается упростить управление рычажными смесителями. Компания из Миннесоты Truth Hardware сообщает о стремительном росте продаж двигателей для окон с дистанционным управлением.

Все эти нововведения предназначены для 76-миллионного американского поколения беби-бума – всех тех, кто родился в период с 1946 по 1964 г. Именно на них приходится наибольшая доля платежеспособного спроса рынка бытовой техники США, который оценивается примерно в $25 млрд. Этим людям нужны бытовые приборы, созданные с учетом возрастных болезней, недугов и физической слабости. Также ожидается, что лет через 10 на плечи более половины всех американцев ляжет забота о старшем поколении. Следовательно, возрастут требования к приспособленности домов к нуждам пожилых людей.

«Это поколение очень требовательно, что заставит разработчиков уделять больше внимания отдельным группам потребителей», – говорит Джо Кафлин, директор AgeLab, лаборатории при Массачусетском технологическом институте, занимающейся проектно-инженерными изысканиями с учетом нужд старшего поколения.

В интересах потребителя...

В компании по производству бытовой техники Whirlpool уже давно проводятся испытания с участием потенциальных клиентов, страдающих глухотой, отсутствием зрения или артритом. Испытания с участием больных артритом натолкнули специалистов Benton Harbor, мичиганской фирмы по изготовлению бытовых приборов, на мысль о создании специальных подставок. Они увеличивают высоту стиральных машин, что упрощает жизнь потребителям с больной спиной.

Whirlpool также предлагает стиральные машины с большими ручками и более громким щелчком при закрытии. Нововведение рассчитано на клиентов с плохим зрением или страдающих артритом. «Это совсем не та маленькая хлипкая ручка, которая уже успела всем порядком поднадоесть», – говорит представитель фирмы Одри Рид-Грейнджер. В одной из выпущенных моделей даже предусмотрены мелодии, обозначающие температуру стирки и прочие характеристики.

В американском городе Луисвилле (штат Кентукки) в штаб-квартире подразделения GE, которое занимается вопросами потребительского рынка и промышленного производства, разработчики практикуют «сеансы эмпатии». Это помогает в создании новых моделей холодильников, плит и посудомоечных машин. Джоани Йохамовиц, 22-летняя разработчик-стажер, обматывает пальцы пластырем для спортсменов и натягивает синие резиновые перчатки – имитация артрита. Уши она затыкает ватными тампонами – имитация потери слуха. На глаза надевает специальные очки – имитация старческого ослабления зрения. В мокасины кладет сухие кукурузные зерна – имитация типичных для пожилого возраста болей и ломоты. Затем Йохамовиц берет вспомогательное приспособление для ходьбы, предназначенное для стариков. И после всего этого пытается почистить картошку.

«Я не хочу стареть», – объявляет девушка, ковыляя по кухне. Да уж, в таком обмундировании она не очень-то ловко управляется с картофелечисткой и ручками плиты. Ну вот – чуть было не опрокинула на себя кастрюлю с кипящей водой.

«Сеансы эмпатии» проводятся в GE с прошлого года. По мнению руководства, это помогает молодым разработчикам лучше понять потребителей. «Если разработчикам по 25–30 лет, то им сложно поставить себя на место 60–70-летних», – рассуждает Ким Фримен, представитель подразделения бытовых приборов GE.

Компания формирует экспериментальные группы с участием потребителей. Пока те готовят еду на специально оборудованной кухне GE, сотрудники компании наблюдают за ними при помощи камер и через односторонние зеркальные стены. GE также организует видеозапись использования своей продукции дома у потребителей. По результатам отснятого материала проводится мозговой штурм – обсуждение необходимых усовершенствований.

«Мы внимательно следим за действиями участников эксперимента, отмечаем повторяющиеся и выясняем, почему так происходит», – рассказывает Марк Хоттенрот, руководитель промышленных разработок подразделения потребительского рынка и промышленного производства GE.

Эти исследования указали на необходимость внесения ряда изменений в изделия GE. Например, была увеличена яркость светодиодов для улучшения видимости в новых моделях бытовой техники – например, в холодильнике со стеклянной дверью и морозильной камерой внизу.

GE предлагает потребителям новые посудомоечные и стиральные машины, в которые моющее средство или средство для стирки нужно заливать не при каждой загрузке, а всего несколько раз в год (по целой бутылке). Это значительно упрощает работу и снижает вероятность ошибок, что важно для пожилых потребителей.

...и в интересах бизнеса

Именно на такие характеристики обращала внимание Нэнси Херси, когда вместе с мужем Фрэнсисом выбирала бытовую технику. Недавно супруги переоборудовали кухню в своем доме в Вест-Хартфорде (штат Коннектикут), что обошлось им в $72 000. 61-летняя миссис Херси хотела, чтобы ей с ее артритом и проблемами со спиной было легко обращаться с новой техникой. «Я открывала и закрывала все дверцы [духовок], чтобы убедиться, что дома у меня не возникнет с этим проблем», – говорит она. Херси выбрала духовой шкаф GE с двойной конвекцией – в данную модель были специально внесены изменения, чтобы дверь легче открывалась.

По совету дизайнера по интерьерам Лоры Бордо супруги Херси приобрели усовершенствованную модель холодильника GE с повышенным уровнем освещения. Бордо также советует пожилым людям не покупать газовые плиты: у одного из ее клиентов как-то раз загорелась рубашка, когда тот наклонился над плитой.

Производители бытовой техники надеются, что вносимые ими усовершенствования позволят удерживать объем выручки на прежнем уровне. В этом году объем реализации и прибыли предприятий бытовой техники в США снизился. Это было связано с кризисом жилищного сектора, падением рынка ценных бумаг и замедлением экономического роста. По данным GE, в III квартале 2008 г. прибыль подразделения компании по продаже бытовой техники снизилась на 82%. За первые девять месяцев 2008 г. операционный доход шведской компании AB Electrolux упал на 50%, а операционная прибыль компании Whirlpool – на 31,8%.

Однако в долгосрочной перспективе на предприятиях бытовой техники ожидается значительный рост поступлений – ставка делается на спрос со стороны послевоенного поколения и на оживление рынка жилья. По прогнозам кливлендской Freedonia Group, объем реализации крупной бытовой техники в США вырастет с 63,4 млн единиц в 2006 г. до 77,2 млн в 2016 г.

В прошлом году Боб Хэнна и его жена Шэрон искали замену старой технике для кухни цвета авокадо в своем доме в Рок-Айленде (штат Иллинойс). Прежде всего они обращали внимание на простоту использования. Они выбрали технику Whirlpool и остались очень довольны.

Однако мистер Хэнна, 71-летний инженер-механик на пенсии, говорит, что ему не нравится новый вариант посудомоечной машины, разработанный Whirlpool для поколения беби-бума. Его постоянно сбивают с толку 11 кнопок и световые индикаторы модели Quiet Partner III. «Мне не нравится, когда на посудомоечной машине слишком много кнопок», – жалуется он. В результате за посудомоечную машину теперь отвечает его жена.

По словам Рид-Грейнджер из Whirlpool, специалисты компании очень старались создать кнопки управления посудомоечными машинами разнообразных стилей в расчете на разных потребителей. «Одно изделие не может полностью устроить всех и каждого, – рассуждает она. – Едва ли стоит рассчитывать, что посудомоечная машина, которая подходит вашим родителям, подойдет и дедушке с бабушкой».