Иномарки не везут

Импорт новых автомобилей в Россию в январе 2008 г. упал почти в 4 раза. Дилеры не могут распродать прошлогодние машины, несмотря на приличные скидки

Дилеры не заказывали автомобили и в феврале, так что падение импорта в сравнении с 2008 г. сохранится, уверяет Олег Дацкив, директор по развитию бизнеса информационного ресурса auto-dealer.ru. В Россию с января ввозятся в основном нишевые автомобили, новинки, появившиеся на рынке осенью 2008 г., такие как Audi Q5, Volvo XC 60, а также редкие комплектации, заказанные покупателями, считает он.

В январе 2009 г. в Россию было ввезено 29 832 новых легковых автомобиля, тогда как годом ранее – 112 567, подсчитала компания «Автостат». Это примерно соответствует месячному объему импорта автомобилей в 2003 – начале 2004 г.

Дилерам новый импорт не нужен: к февралю на их складах и складах производителей оставался запас автомобилей 2008 г. на 2–3 месяца продаж, рассказывает Дмитрий Гулин, президент Российской ассоциации автодилеров. Стоки могут быть и больше. Если сравнить данные о продажах новых иномарок, собранные комитетом автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), с данными «Автостата» об импорте иномарок и «АСМ-холдинга» об их производстве в России, окажется, что в январе 2008 г. – январе 2009 г. в стране продано примерно на 430 000 меньше новых иномарок, чем ввезено и произведено. При этом в январе дилеры продали 116 899 новых иномарок (АЕБ).

Существенно сократились объемы ввоза новых автомобилей из всех автомобильных держав: импорт машин, сделанных в Японии, упал на 74% (10 234 автомобиля), в Корее – на 76% (5574), в Германии – на 67% (3034), в Великобритании – на 71% (2576). Самое сильное сокращение показали дешевые Узбекистан (Uz-Daewoo) – на 85% (935) и Украина (Chevrolet Lanos) – на 96% (всего 200).

Автоконцерны объясняют снижение импорта двумя факторами: падением спроса и частичным переносом производства в Россию. «Тойота мотор рус» перестала импортировать Toyota Camry из Японии в связи с началом выпуска ее в России, импорт других моделей (Toyota ввозит машины из Японии, Великобритании, Франции) снизился из-за рыночной ситуации, говорит представитель компании Екатерина Пономарева.

Массовый импорт новых автомобилей по новым пошлинам (с 12 января ставка выросла с 25% до 30% или 1,2–2,8 евро за 1 куб. см двигателя) начнется в апреле-мае 2009 г. считает Дацкив. И будет, по его мнению, сопровождаться «грандиозным провалом продаж». В рублях цены могут вырасти еще на 10%, говорит Владимир Видулов, руководитель российского представительства консалтинговой компании JATO Dynamics. И это с учетом того, что с августа прошлого года новые иномарки к середине февраля 2009 г. подорожали в рублях, по подсчетам «Автостата», в среднем на 20%. Владелец крупного автомобильного холдинга рассказал «Ведомостям», что ждет к августу 2009 г. падения продаж новых импортных автомобилей на 75% по сравнению с августом 2008 г. Но дилеры не предполагают общего снижения продаж новых иномарок с учетом собранных в России более чем на 50%, уточняет Гулин.