Компания недели: «Тройка диалог»


В трудные времена старейший инвестбанк России сумел устоять. «Тройка диалог» продает Standard Bank 33% акций, получая взамен $200 млн в капитал, российский «Стандарт банк» с капиталом $100 млн и российский бизнес южно-африканской группы. Управлять укрупненной «Тройкой» будет нынешняя команда во главе с Рубеном Варданяном.

Отличная сделка по нынешним временам! «Тройка» получит живые деньги, столь нужные, когда финансовые рынки заморожены, хорошего партнера – пусть не из грандов, зато не сильно потрепанного кризисом и с опытом работы на сырьевых и долговых рынках, где ее позиции слабы, и при этом Варданян и Ко сохранят контроль над компанией – и акционерный, и операционный. И даже цена весьма неплоха – немногие банки в мире сейчас оцениваются хотя бы в один капитал.

Впрочем, это только по кризисным временам. Два года назад Варданян отказался от куда более выгодных предложений. По его словам, тогда за «Тройку» предлагали $2,5–3 млрд.

Выходит, зря «Тройка» боролась за независимость?

Это как посмотреть. С одной стороны, упущена уникальная возможность.

С другой – «Тройка» никогда не была нацелена на то, чтобы заработать побольше и побыстрее, она всегда строила бизнес с прицелом далеко вперед. Чего стоит аудит по МСФО в 1992 г.

На таком временном горизонте и взгляд на цену другой. Перед прошлым кризисом, в конце 1997 г., основатель компании американец Питер Дерби продал 86% акций Банку Москвы за $65 млн. Через пять лет Варданян выкупил 81% акций за $50 млн. Даже сейчас «Тройка» стоит на порядок дороже.

Стайерский подход иногда вынуждает компанию отказываться от некоторых мандатов, зато порой помогает организовывать удивительные сделки, например привести на «АвтоВАЗ» Renault или в разгар кризиса продать Daimler 10% «Камаза» за $250 млн.

«Возможно, следующие 1,5 года будут катаклизмы и столько денег нам уже никто не даст. И мои партнеры будут счастливы, если мы найдем людей, кто предложит $500 млн. Но лучше попробовать и потерять, чем <...> жалеть об упущенных возможностях», – говорил Варданян два года назад.

Так и вышло. Он объяснял свой выбор стремлением доказать, что в России должен быть независимый инвестбанк, а у ее фондового рынка – огромный потенциал. Если брать горизонт 10 лет, возможно, он реализуется. В любом случае, если на одной чаше весов лежит миссия, «Тройка» не прогадала. Интересно, сколько будут стоить 67% «Тройки» в 2020 г.?