Хорошей цены не дают

Из запланированных на 2009 г. торговых центров в Москве продолжают строиться не более трети. Конкуренция за арендаторов в действующих возрастает

Наторговали. 2,4

трлн руб. составил оборот розничной торговли Москвы в 2008 г., сообщил департамент потребительского рынка и услуг правительства города. Это означает прирост в 5,3% к уровню 2007 г. Доля Москвы в объемах розничного товарооборота России достигла 18%.

С 2009 на 2010 г. по разным причинам перенесен ввод Goodzone, River Mall, подземных комплексов «Тверская молл» и «Матрешка молл», говорит Михаил Гец из «Нового качества».

Откроют, если достроят

По словам Наталии Орешиной, гендиректора Art Properties, в 2009 г. девелоперы будут достраивать лишь те объекты, на которые подписано 50–70% договоров аренды. Пока что в самом крупном торговом центре, ввод которого намечен на ноябрь 2009 г., – Mall of Russia (AFI Development, GLA – 101 000 кв. м), есть предварительная договоренность на 40% помещений, рассказала маркетолог Натали Шмурин. Среди арендаторов – «Формула кино», Karen Millen, Oasis, Fabi, Baldinini, Vicini и др.

На начало марта уже нашли 60% арендаторов (в том числе гипермаркет «Карусель» и «М.видео») и для строящегося торгового центра Viva (Accent Real Estate Investment Managers, GLA – 22 000 кв. м). Объект будет введен в III квартале 2009 г., заверяет Елена Сабаева, вице-президент инвестора.

Наталья Давиденко из Astera допускает, что в нынешних условиях будет увеличиваться число введенных объектов с торговой галереей, заполненной на 55–60%.

Продают, но не покупают

По данным Russian Research Group (RRG), в январе 2009 г. на рынке было 306 торговых объектов на 215 000 кв. м. Средневзвешенная цена продажи 1 кв. м в феврале составила $5747 за 1 кв. м против $7306 в январе, говорит Александр Болотников из RRG.

Продают все – и небольшие магазины, и крупные торговые центры. Один из брокеров рассказал, что на продажу вместе с арендаторами выставлен бывший советский универмаг «Первомайский» (40 000 кв. м). Гец говорит, что такие объекты не интересны рынку: сейчас можно приобрести более новые, расположенные гораздо ближе к центру.

По данным «Магазина магазинов», готова продать ТЦ «Щука» компания «Дон-строй». В пресс-службе «Дон-строя» подтвердили, что провели оценку объекта для продажи. «Но продадим только на супервыгодных условиях», – заявила Екатерина Куканова, руководитель пресс-службы ГК «Дон-строй».

Максим Гасиев, исполнительный директор Colliers International, предполагает, что продажа торговых объектов целиком произойдет только в случае «безвыходной ситуации» у собственника. Получить приемлемую цену сейчас крайне маловероятно, добавляет Евгений Ковров из «Магазина магазинов». Несмотря на существующее предложение, в 2009 г. сделок по продаже крупных объектов не было, информирует Colliers International. «Собственники не готовы резко снижать цены, а потенциальные покупатели ждут дна», – комментирует Болотников. Как признался Вячеслав Каминский, президент «DVI холдинга», компания купила бы какой-нибудь замороженный проект, «но не на что». «До кризиса мы делали акцент на приобретение торговых площадей, сейчас – на аренду», – говорит Светлана Витковская, представитель Х5 Retail Group N.V.

Платят меньше

По словам Коврова, 2009 год – это год арендатора. Ритейлеры мигрируют, а собственники предлагают им все лучшие условия, рассказывает он. По данным RRG, если в январе средневзвешенная арендная ставка 1 кв. м составляла $1079, то в феврале они снизилась до $929. Правда, в торговых центрах дисконт не превышает 10% – девелоперы связаны обязательствами по кредитам, признает Давиденко, тогда как в стрит-ритейле ставки снизились на 40%. В ряде объектов, где расположены дискаунтеры «Пятерочка», арендные ставки упали более чем в два раза, подтвердила Витковская.

Натали Шмурин рассказала, что компания готова сократить срок аванса с трех месяцев до одного и дает небольшие скидки на первый год аренды в Mall of Russia. Сабаева говорит, что торговый центр Viva пока не испытывает больших проблем по сдаче в аренду: он расположен в Северном Бутове, где нет явных конкурентов, плюс компания исповедует «индивидуальный подход к каждому клиенту».

Практически не снизили в 2009 г. арендные ставки успешные «Европейский», «Атриум», «Охотный Ряд». «Арендаторы подают туда все больше заявок, понимая, что один такой магазин может приносить прибыль больше, чем несколько в менее удачных местах», – объясняет Давиденко.

А вот, например, в торговом центре Lotte Plaza арендаторы одними из первых в массовом порядке перешли на процент от оборота и сейчас размещаются практически бесплатно, рассказали аналитики «Магазина магазинов». Из-за просчетов в концепции торговой части еще до кризиса она имела низкую посещаемость, а ставки были высоки, объясняет Ковров.

Сергей Демин, старший консультант CB Richard Ellis, говорит, что арендная плата все чаще вносится как процент от оборота магазина. Например, 3–4% от валовой выручки готовы отдавать арендодателю операторы бытовой техники, 5–7% – продавцы товаров для дома, от 10% до 15% – магазины одежды и обуви.

В пресс-службе «Эльдорадо» рассказали, что с конца 2008 г. до начала 2009 г. компания провела переговоры с арендодателями и по более чем 80% заключенным договорам перешла на ставку как процент от оборота. Это позволило снизить затраты на аренду примерно на 40%, приводят данные в пресс-службе. Принцип развития сетевиков меняется с количественного на качественный: теперь им важна эффективность каждого магазина, объясняет Татьяна Ключинская из Colliers International.