Образование в Санкт-Петербурге: Диплом за свой счет

Слушатели бизнес-школ все чаще платят за образование сами. Компании сокращают расходы на обучение сотрудников. А уволенные менеджеры используют освободившееся время для повышения квалификации
Е.Кузьмина

Нам стали чаще звонить клиенты, готовые самостоятельно платить за образование», – рассказывает директор программы Executive MBA General Management Стокгольмской школы экономики Алексей Попов. По его словам, это менеджеры, работающие в сфере энергетики, транспорта, фармацевтики, пищевой отрасли. По данным Begin Group, в 2007 г. от слушателей поступало 35% оплаты за обучение по программам МВА в Москве и Петербурге, а в 2008 г. – уже 45,5%. До кризиса 80% слушателей краткосрочных программ Moscow Business School учились за счет компаний-работодателей. Сегодня практически все менеджеры оплачивают свое обучение самостоятельно, отмечает гендиректор школы Евгений Плужник. По оценке директора ВЭШ Санкт-Петербургского госуниверситета экономики и финансов Валентина Галенко, 80% слушателей программы МВА сами оплачивают обучение, за остальных платит компания. Льготы для сотрудников отменили 62% компаний, опрошенных в феврале 2009 г. исследователями «Анкора». При этом 10,6% отменили финансирование программ обучения и развития для топ-менеджеров, 13,6% – для функциональных руководителей, 12,1% – для специалистов и рядовых сотрудников, замечает Евгения Квинт, руководитель центра аналитических исследований «Анкор» в Петербурге. Расходы на внешнее обучение сотрудников сократили 60–80% компаний, полагает директор департамента подбора персонала Avanta Personnel Оксана Почтивая.

Из трех набранных осенью групп к учебе приступили только две, а обучение третьей, за которую платили работодатели, из-за перераспределения бюджетов компаний отложено на полгода, сокрушается представитель Стокгольмской школы экономики в России Анна Измайлова. А региональный управляющий по образовательным программам Межотраслевого института повышения квалификации Елена Борзова утверждает, что оплачивать обучение сотрудников отказались лишь 3% компаний.

«Лента» в конце прошлого года на 29% сократила расходы на внешнее обучение офисных сотрудников, рассказывает начальник отдела обучения и развития компании Вита Дувакина-Комарова. Основной акцент сделан, по ее словам, на обучении силами внутренних тренеров, а также на дистанционном обучении. ГУП «ТЭК СПб», по словам пресс-секретаря Александра Лопатовского, сохранило внешнее обучение в прежнем объеме только для руководящего состава.

Обучение внутри компании в 2–3 раза дешевле внешнего, говорит Наталья Никитина, PR-менеджер ГК «Талосто». По ее словам, тренинг для 10–15 человек в Петербурге стоит около $1000, а корпоративный тренер может провести 2–3 аналогичных тренинга в месяц, делая акцент на внутренних задачах компании. Привлечение внутренних тренеров может удешевить стоимость обучения в 4–6 раз, полагает руководитель корпоративного учебного центра компании «Балтика» Инна Федорова. Зарплату внутреннего тренера Почтивая из Avanta Personnel оценивает от 30 000 до 100 000 руб. в месяц.

Фабрика «Филип Моррис Ижора» хотя и продолжает обучение сотрудников в известных бизнес-школах, но развивает штат внутренних тренеров, передает пресс-служба слова ее гендиректора Сергея Гурова. «Фармация» полностью оплачивает краткосрочные тренинги менеджеров среднего звена и на 50% – длительные программы обучения. По словам гендиректора компании Евгения Богданова, сокращать финансирование не планируется: «Расходы небольшие, а эффект значительный».

В бизнес-школы потянулись и менеджеры, потерявшие работу. Кризис заставил компании сокращать численность персонала, в первую очередь маркетинговую службу, но именно это привело к повышению спроса на обучающие программы, говорит Галенко из ВЭШ. По его словам, маркетологи стремятся увеличить свою конкурентоспособность с помощью курсов повышения квалификации. В период кризиса люди готовы сделать перерыв в карьере, чтобы инвестировать в собственное будущее, согласен Попов. Как правило, финансовый запас, возможность учиться и четкое видение своего карьерного пути есть у специалистов, которые последними попадают под сокращение, делится наблюдениями старший консультант Morgan Hunt Selection в Петербурге Евгения Титова. Большинство уволенных, по ее словам, сейчас предпочитают искать работу, а не учиться.

Кризис пройдет, наступит интенсивное развитие экономики – в более выгодном положении будут люди с хорошим образованием, говорит Дмитрий Морозовский, который сам оплачивает обучение по программе МВА в ВЭШ. Независимо от общего уровня зарплат сотрудники с хорошим образованием всегда получают больше, уверен он.