Договор со следствием

Принимаемый Госдумой законопроект о сделках с правосудием позволит, по мнению его авторов, улучшить раскрываемость тяжких преступлений

Сделка с правосудием – т. е. облегчение приговора обвиняемому в обмен на его показания – будет узаконена в российском праве после принятия поправок в Уголовный (УК) и Уголовно-процессуальный (УПК) кодексы, второе чтение которых назначено в Госдуме сегодня. Согласно тексту поправок ко второму чтению, смягчающим обстоятельством станет «активное способствование раскрытию и расследованию преступления», изобличению соучастников и розыску добытого преступно имущества.

Для этого подозреваемый или обвиняемый заключает до окончания следствия досудебное соглашение с прокурором. Давать ли ходатайству о заключении сделки ход, решает следователь. Отказать ходатаю может и прокурор. В поправках появился пункт о том, что эти отказы могут быть обжалованы у начальства следователя или прокурора. Если обвиняемый выполнил условия сделки, прокурор в обвинительном заключении требует уменьшить наказание, а само дело слушается в особом, т. е. ускоренном, порядке (появился пункт, описывающий этот особый порядок разбирательства). Приговор в случае сделки с правосудием не может превышать две трети наказания от предусмотренного УК, а если преступление легкое, то согласившийся сотрудничать может быть освобожден от него. При необходимости его защищают как свидетеля вплоть до изъятия данных о нем из уголовного дела (еще одно новшество ко второму чтению). Поправки позволяют эффективно защитить пошедшего на сделку человека, считает первый зампред комитета по безопасности Михаил Гришанков, важно, чтобы граждане знали об этих возможностях.

Самое главное в предлагаемых поправках – возможность в случае сделки предотвратить новые преступления, разъясняет председатель комитета по законодательству Павел Крашенинников. По словам первого зампреда комитета, одного из авторов поправок – Владимира Груздева, теперь четко прописано взаимодействие ведомств, что позволит устранить нестыковки, к примеру, между милицией и наркоконтролем при расследовании конкретных дел.

Принятие таких поправок – несомненное благо и позволит раскрывать сложные преступления, где многое зависит от показаний, считает адвокат Леонид Альперович. По словам оперативного работника центрального аппарата МВД, закон исключит практику, когда следователь получает показания, обещая подследственному поблажки, а прокурор все равно требует в суде максимального наказания. Но, по словам оперативника, решение о сделке во многом в руках следователя, а это может стать коррупциогенным фактором.