Безработный варит пиво

В США в разгар кризиса рекордными темпами растет число предпринимателей, готовых посвятить свою жизнь приготовлению пенного напитка. В России спрос на продукцию мини-пивоварен как минимум не снижается

Этим летом американец Стив Клотц планирует открыть собственную пивоварню. «Я занялся этим, потому что жена сказала, что у меня получится, и я подумал, что это будет здорово», – говорит он. В 2006 г. он уволился с позиции инженера компании Dow Chemical с неплохим выходным пособием и с тех пор специализируется на пивоварении.

Кризис вмешался в планы предпринимателя. Банки отказали ему в кредитовании, ссылаясь на ухудшение экономической ситуации в Мичигане, которое уже привело к закрытию нескольких местных ресторанов, говорит Клотц. К январю 2009 г. уровень безработицы в Мичигане превысил 11,6%. Профинансировать строительство пивоварни Artful Dodger Brewing помогли частные инвесторы.

Варить пиво для друзей и знакомых Клотц начал несколько лет назад. Его конечно же беспокоит экономическая ситуация в стране. Но он надеется, что пивоварня сумеет привлечь клиентов высоким качеством продукта и обслуживания. «Чтобы преуспеть, нужно напрячься и сделать что-то необычное», – уверен он.

Эксперты утверждают, что домашнее, или живое, пиво занимает одно из первых мест в списке продуктов, спрос на которые остается устойчивым даже в разгар экономического кризиса. В кризисный 2008 год общий объем продаж пива в США увеличился на 0,5%, говорится в информационном бюллетене журнала Beer Marketer’s Insights. Но продажи пива домашнего производства подскочили на 10,5% и достигли $6,3 млрд, отмечает ассоциация пивоваров. Пиво отнимает долю рынка у крепких спиртных напитков и занимает нишу доступной роскоши. «Я слышу от людей, которые раньше пили мартини по $15, что $5 за пинту приличного домашнего пива – прекрасная цена», – говорит Трейси Херст, владелица мини-пивоварни Metropolitan Brewing.

Хлопотное дело

В России спрос на живое пиво не падает, говорит Вячеслав Кравцов, владелец пивоваренной компании P. S. Viktory (торговая марка Wiener beer), добавляя, что средние объемы продаж его компании (150–200 т в месяц) с начала кризиса не изменились. «Плохие времена мы ощутили только в одном – увеличилась отсрочка платежей (с 70 до 90 дней) в сетях», – расстраивается бизнесмен. Впрочем, по его словам, увеличения инвестиционной активности в этой отрасли не наблюдается. «Если и появляются новые игроки, то это единичные случаи и в основном те компании, которые долгое время находились в консервации – имели свои заводы, которые работали в тлеющем режиме», – отмечает Виктор Лопатин, гендиректор пивной компании «Вагант». По его мнению, рынок живого пива постепенно оживает: прежде всего за счет роста интереса людей к натуральным продуктам. И все же в общих объемах рынка его доля никак не дотягивает до 1%.

«Пиво – дело достаточно хлопотное и не такое сверхприбыльное, как это кажется на первый взгляд, – рассуждает Кравцов. – Здесь нужен интерес к пиву как к продукту, те же, кто рассматривает его как источник быстрых денег, так же быстро разоряются». По его расчетам, сейчас, чтобы открыть пивоварню масштаба, сравнимого с его собственной, нужно не меньше $2–3 млн и это при том, что срок окупаемости такого бизнеса составляет не меньше 4–5 лет.

В компании «Вагант» падения объемов продаж в связи с кризисом также не наблюдают. «А вот платить сетевики действительно стали хуже, – соглашается Лопатин. – У нас отсрочка платежа увеличилась с 45 до 65 дней». Его компания, впрочем, усиленно ищет новые ниши реализации продукта: примерно 5% пива сейчас продается в сегменте HoReCa, т. е. через рестораны и бары, и компания собирается увеличивать эту долю до 15%, еще 17% – через одиночные несетевые магазины и 10–12% – через специализированные бутики, такие как «Пив-разлифф», «Лит.ра», Beer to beer. Последние, по его словам, активизировались за последние полгода как раз по причине жесткой позиции сетей. Условия сотрудничества, которые предлагают специализированные магазины, гораздо более выгодны, полагает Лопатин: «Во-первых, в них отсутствует плата за вход и ретро-бонус, во-вторых, отсрочка платежа составляет максимум семь дней».

По стопам маршала Жукова

В 2009 г. 36-летний Джой Реднер открыл в городе Тампа, штат Флорида, пивоварню Cigar City Brewing, но лишь после того, как получил финансовую поддержку от своего отца, предпринимателя со стажем. Пивоварня, в которой готовятся оригинальные напитки «Джей-элей индийский бледный эль» и «Имперский стаут маршала Жукова», обошлась предпринимателю в $585 000.

Большую часть этой суммы составил банковский кредит, поручителем выступил отец, заложивший имущество своей компании. «Он стоит в сторонке и дает нам возможность набить собственные шишки», – рассказывает Реднер об отце, Джо Реднере.

Реднеру удалось быстро договориться с двумя местными дистрибуторами. Помогло то, что он вел колонку, посвященную пиву, в газете St. Petersburg Times и работал в отрасли, отмечает он. Чтобы минимизировать расходы, Реднер пользуется помощью десятков добровольцев, которые продвигают его пиво, моют бочонки и таскают ящики. В качестве награды они получают пиво. «Это единственная отрасль, где вы можете рассчитывать на помощь добровольцев», – говорит он. В институте Siebel при Университете Калифорнии в Дэвисе, специализирующемся на подготовке специалистов пивной отрасли, заметили стабильный рост количества студентов, желающих открыть пивоварню или ресторан, производящий собственное пиво, отметил его официальный представитель.