Поймали дно

Российская экономика оживет в следующем году: к концу 2009 г. она замедлит темпы спада, а с 2010 г. начнет расти, считает Минэкономразвития

Статистика февраля показала, что в промышленности, инвестициях в основной капитал спад замедлился, вышли из пятимесячной дефляции цены промышленников. Стал меньше и спад ВВП: с -8,8% в январе до -8% за январь – февраль, по оценкам Минэкономразвития. Данные по промышленности оказались гораздо лучше, чем ждали, радуется чиновник правительства: «Перелом в экономике если еще не наступил, то явно наступает».

Но улучшились далеко не все показатели: усилился спад в строительстве, грузообороте, впервые за 10 лет упал оборот розницы (см. статью на стр. А1).

Росстат пересмотрел данные по реальным зарплатам: за январь – с -9,1% до +1,9%, оценка февраля составляет 0,1%, при этом реальные январские доходы понижены. Растет безработица, а с ней и заработные платы, удивляется пересчету Юлия Цепляева из Merrill Lynch. В кризис обычные модели расчетов работают плохо, полагает Игорь Поляков из ЦМАКП. В ситуации неопределенности высока вероятность ошибок, тут важно хотя бы знак угадать – плюс или минус, добавляет Евгений Гавриленков из «Тройки диалог». Февральские зарплаты тоже могут быть пересмотрены в сторону роста, думает Поляков: помимо индексаций бюджетникам (номинальный рост зарплат в январе – 21,6–28,9%), возобновился рост зарплат в добывающих отраслях, на 17,4% выросли зарплаты в торговле.

Экономика достигла дна «или находится около этой точки» и в течение года будет «переживать некий подъем», основанный на росте внутреннего спроса на отдельные группы товаров, убежден первый вице-премьер Игорь Шувалов (цитата по «Интерфаксу»). Еще месяц назад премьер Владимир Путин заявлял, что кризис даже не достиг своего пика. Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин недавно предупредил, что выхода из кризиса придется ждать три года. Не видит поводов для оптимизма в ближайшее время министр экономразвития Эльвира Набиуллина: ВВП в I квартале упадет на 7,2%, спад продолжится из-за сжатия спроса и ухудшения кредитования, говорится в ее докладе для президиума правительства.

Главные риски – вероятность разгона инфляции из-за девальвации, глубокий спад инвестиций из-за сокращения инвестпрограмм, спад розницы и застойная безработица, перечислила министр. Зато в 2010 г. в самом худшем случае – при продолжении мировой рецессии и реализации внутренних рисков – ВВП России вырастет на 1%. В лучшем сценарии – на 2–4%, говорится в докладе.

Оптимизм министра по поводу скорого выхода из кризиса основан на программе антикризисной господдержки: в 2009 г. она замедлит темпы падения ВВП на 2 п. п. (без госпомощи спад превысил бы -2,2%), а в 2010 г. создаст основу для роста. Внутренний кризис недоверия добавил к спаду темпов ВВП 1,4–2,7 п. п., говорится в докладе, а теперь доверие между банками и предприятиями восстановится.

От действий правительства зависит многое, соглашается Гавриленков. В отличие от Китая, пострадавшего от спада спроса в США, российский кризис – явление во многом рукотворное, считает он: девальвация на три месяца парализовала всю экономику. «Мы не связаны с внешним миром иначе как через трубы, но снижение физических объемов экспорта может быть на 3–5%, а к ценовому шоку приспособиться проще – через девальвацию, что и было сделано, хотя долго и неуклюже», – говорит Гавриленков. Улучшение в феврале означает, что «выходим на плато», продолжает он, возобновляется кредитование, циркуляция денег в экономике: «Теоретически есть шансы закончить год ростом ВВП».

При снижении реального эффективного курса рубля на 18% с декабря импорт упал вдвое больше – это итог кредитного сжатия, отмечает Валерий Миронов из Центра развития при ГУ-ВШЭ: разморозка кредитования увеличит импорт, что снова «испортит» торговый баланс и потребует нового ослабления рубля. Стабилизация валютного рынка зависит от внешних факторов, добавляет Цепляева: «Даже кратковременное падение нефтяных цен до $30 ставит рубль под угрозу». Понижение прогноза Merrill Lynch по инфляции до 9% из-за сжатия спроса – это признание кризисных явлений, объясняет Цепляева: «Цены растут, когда растет экономика».

Кризис не завершится, пока он не завершится в американской экономике, убежден Миронов. «Концом кризиса будет конец кризиса в мире», – согласна Цепляева. По прогнозу МВФ, американская экономика оживет лишь во втором полугодии 2010 г.