Представление о душе и теле

Мадригальные оперы Монтеверди, привезенные из Литвы, – пример образцового понимания между людьми музыки и театра

Клаудио Монтеверди, писавший оперы и мадригалы четыреста лет назад, казалось бы, несравним по популярности с Чайковским или Моцартом, однако ж в четверг 19 марта его музыку исполняли одновременно в трех местах Москвы. В одном точно стоило побывать – на сцене Студии театрального искусства Сергея Женовача (где в придачу к интеллигентной атмосфере обнаружилась еще и приличная акустика для музыки) показали спектакль внеконкурсного раздела «Золотой маски» по мадригальным операм.

Энтузиасты старинной музыки вернее, чем люди классического мейнстрима, находят себе собратьев в области театрального искусства. Как и в случае с «Борисом Годуновым» Маттезона, поставленным в 2007 г. под эгидой Фонда старинной музыки Марка де Мони, проект литовской Banchetto musicale – тонкая фантазия на барочные темы.

Музыкант Дариус Стабинскас, научившийся в Италии работать с первоисточниками эпохи раннего барокко, сообщил музыкантам и, возможно, не слишком опытным певцам верный стиль звукоизвлечения и подхода к вокалу. Не менее важно его взаимопонимание с режиссером Гинтарасом Варнасом и художником Юлией Скуратовой: впечатление такое, что вся музыкально-театральная кухня варилась сообща. В куклах – от крошки Амура до постаревших в аду дев величиной в рост кукловода – изображена история искусства от античности до «Корпорации монстров».

Шутливо, трогательно, а местами и страшно сыграли литовские таланты «Поединок Танкреда и Клоринды», и особенно «Балет неблагодарных». В чудесном целом виднелось и разделение поющих и представляющих сущностей. Как бы современно ни смотрелся спектакль, своей ключевой темой разделенности души и тела он попал в суть барокко.