Японский бренд в Сибири

Красноярский завод «Бирюса» будет сбирать холодильники японской марки Akai

По оценке аналитика БКС Севастьяна Козицына, экономия на логистике от переноса производства в Россию составит 10–15%, пропорционально может уменьшиться розничная цена.

ОАО «Красноярский завод холодильников «Бирюса»

Производитель холодильного оборудования. Акционеры: 38,7% – в номинальном держании у ДКК. Остальное распределено между членами совета директоров и менеджментом: Сергей Синников (10,5%), Павел Городов (10,1%), Виктор Суровцев (9,5%), Виталий Слинкин (6,7%), Александр Ребров (5,4%) (данные компании). Финансовые показатели (9 месяцев 2008 г., РСБУ): выручка – 3,57 млрд руб., чистый убыток – 65,08 млн руб. В 2008 г. предприятие выпустило 480 000 единиц продукции (данные компании). По собственным оценкам, занимает около 10% российского рынка холодильной техники.

Об этом сообщили «Ведомостям» пресс-секретарь завода Мария Кулакова и директор по политике товарного знака «Акай электрик» (российская сбытовая «дочка» Akai) Виктория Щитова. «Бирюса» и Akai заключили соглашение в октябре 2008 г., в январе были выпущены опытные образцы продукции, говорит Кулакова. В этом году Akai рассчитывает на выпуск в Красноярске 15 000 холодильников, говорит Щитова. К 2010–2011 гг. производство планируется увеличить до 70 000–80 000 шт. в год, уточняет Кулакова.

«Бирюса» – первая в России производственная площадка Akai, сейчас поставляемые в Россию холодильники для компании производят партнеры в Китае, Турции и Румынии, которые выпускают 25 000–30 000 агрегатов в год, добавляет Щитова. Размещение производства в России позволит снизить розничную цену, говорит она, но не раскрывает насколько.

Холодильники Akai стоят от 15 000 до 60 000 руб. в зависимости от модели.

Производство для Akai не повлияет на выпуск продукции под собственной торговой маркой, уверяет Кулакова, хотя сейчас, по ее словам, «сложная ситуация со сбытом». Из-за кризиса «Бирюса» в этом году сократит производство как минимум на 10%, сетует Кулакова. В прошлом году «Бирюса» произвела 480 000 единиц продукции (бытовые холодильники и торговое холодильное оборудование). По данным «СПАРК-Интерфакса», ее объемы производства в натуральном выражении падают последние четыре года (572 810 шт. в 2005 г., 560 595 в 2006 г. и 550 308 в 2007 г.).

В России Akai известна как производитель электроники, на рынке крупной бытовой техники она занимает 2–3%, говорит представитель отраслевой ассоциации РАТЭК Антон Гуськов. По его мнению, появление производства в России позволит «незначительно увеличить долю». Сейчас лидерами рынка являются Samsung, LG и Indesit (вместе занимают 60–70% рынка), собственные заводы в России имеют Indesit, LG, Beko, Vestel, Electrolux, Bosh, напоминает Гуськов.