Ценности: Круговорот желаний


"Если вы не тратите, потому что боитесь потерять работу, идите и тратьте, иначе вы действительно ее потеряете" – с такими словами обратилась к народу в начале кризиса президент Аргентины Кристина Киршнер. Ее призыв мог бы стать интернациональным антикризисным лозунгом. Это идеология, которой мир следует уже около двух столетий. Вот если бы призыву Киршнер вняли китайцы! В Китае норма сбережений – одна из самых высоких в мире. Китайцы в среднем откладывают 50% заработанного. Для сравнения: в США норма сбережений населения (за 2007 г., данные ОЭСР) – 0,5% от располагаемых доходов населения, в России – 11,2%.

Иными словами, выход из кризиса сводится к попытке навязать китайцам модель потребления (а фактически – уклад жизни и философию), свойственную западноевропейской культуре и широко распространившуюся по всему миру в последние годы. Но не эта ли модель завела мир в тупик?

Начиная с промышленной революции второй половины XVIII в. мировая экономическая культура базировалась на ценности экономического роста. До этого экономический рост был заметен лишь в масштабах столетий. Но массовое применение машин, резкое повышение производительности труда изменило отношение к благосостоянию. Каждый человек должен стремиться быть богаче соседа, бизнес должен непременно расширяться, а ВВП – удваиваться и утраиваться.

При этом рост всегда основывался на кредитовании – иначе не могло быть таких темпов. Гигантский пузырь, который только что лопнул у нас на глазах, стал следствием быстрого роста в долг. Люди по всему миру тратили деньги, которые еще не заработали. Нужно ли пытаться перезапустить эту модель развития? В последнее время многие философы, социологи и даже экономисты высказывают сомнения в том, что экономический рост является абсолютной ценностью. Идеология умеренности завоевывает умы.

Участники Всемирного экономического форума в Давосе в этом году пришли к выводу, что потребительская культура в ближайшие годы будет радикально меняться. В Америке и Европе набирают силу различные движения за разумное потребление и производство. Разумное потребление – отказ от излишеств. Разумное производство основано на бережном и экономном отношении к природным ресурсам.

Но это не только сфера потребления, речь о любых желаниях вообще – стремлении к карьере, деньгам, славе, общественному статусу. Перестать хотеть еще и еще, в какой-то момент сказать: мне достаточно. Этот выбор требует большого мужества, потому что очень трудно отстраниться от социального давления, перестать сравнивать себя с другими. Но когда мы перестаем кому-то что-то доказывать, вечно гнаться за чем-то и каждое исполненное желание восполнять новым, это не только успокаивает. Поразительно, до какого озлобления доходят люди, не достигнув поставленных целей. Ограничившись меньшим, мы освобождаемся от зависти и страданий, возникающих от несоответствия реальности и навязанных нам приоритетов. Не потому, что не можем позволить себе большее, а потому, что пересмотрели иерархию своих желаний и начали ценить простые радости.