ФАС против жадности

Антимонопольная служба подсчитала, что поставщики торговых сетей платят торговцам бонус в размере от 5% до 40% от стоимости товаров

ФАС России провела проверку соблюдения антимонопольного законодательства при расчетах петербургских сетей «Пятерочка», «О’кей», «Дикси», «Лента» с поставщиками и получила доказательства влияния недобросовестной практики торговых сетей на повышение цен на продовольствие, говорится в сообщении ведомства. ФАС проанализировала не менее 40 договоров сетей с поставщиками с 2005 г. по первое полугодие 2008 г.

В розничную цену товара попадают дополнительные выплаты поставщиков сетям, пришли к выводу чиновники. Доля этих выплат – бонусов, платы за «входной билет» в сеть, штрафов, затрат на маркетинговые акции – составляет от 5% до 40% от стоимости поставленных товаров. Время отсрочки платежей за товар также выросло с 21–25 дней в 2005 г. до 45–50 дней в 2008 г., говорится в отчете службы. Связаться с представителем ФАС вчера не удалось.

С октября 2008 г. ситуация изменилась, уверяет пресс-секретарь «Ленты» Светлана Афанасьева. Сети снижают издержки и сокращают бонусы, говорит она. «Пятерочка» осенью 2008 г. снизила отсрочку платежей поставщикам небрендированной сельхозпродукции до 14 дней и отменила им плату за вход, утверждает представитель Х5 Retail Group Светлана Витковская, отказавшись комментировать отношения с другими поставщиками. Представители «О’кей» и «Дикси» отказались от комментариев.

Проникновение торговых сетей в Петербурге высокое и поставщикам приходится принимать их условия, сетует пресс-секретарь «Юнимилка» Юлия Гончаренко, это бьет прежде всего по небольшим поставщикам. У «Юнимилка» большая доля рынка, сети часто идут на компромисс, утверждает она.

Результаты проверки ФАС ни к чему не обязывают сети, но могут послужить основанием для возбуждения административного дела, считает управляющий партнер юрфирмы «Дювернуа лигал» Егор Носков.