Без частот, но с брендом

Операторов мобильной связи в России скоро может прибавиться – Минкомсвязи выпустило приказ, позволяющий получать лицензии на эти услуги даже компаниям, не имеющим частот и номеров. Какое будущее ждет таких виртуальных операторов в России? Ведь в других странах мира увлечение такими проектами схлынуло

Такими сервис-провайдерами – по существу, перепродавцами услуг «настоящих» сотовых компаний – являлись и все образовавшиеся до сих пор виртуальные операторы в России. Сейчас в коммерческой стадии находится шесть таких проектов. Больше всего их на московской сети «Мегафона»: она сотрудничает с Matrix Telecom, «Кантриком» (в Петербурге эта компания продает услуги «Вымпелкома»), «Центральным телеграфом», а с середины марта сам же «Мегафон-Москва» открыл альтернативный проект под брендом «Просто». Кроме того, с конца 2008 г. в Московском регионе действует проект «А-мобайл»: сеть гипермаркетов Auchan продает одноименный тарифный план от МТС. А на поволжской сети СМАРТС уже несколько лет действует проект «Евросети».

Доля MVNO. 22%

сотовых абонентов Норвегии обслуживалось виртуальными операторами в конце 2006 г.

10%

абонентов США пользовалось услугами виртуальных сотовых сетей

8%

сотовых пользователей Великобритании было зарегистрировано в сетях MVNO

3%

клиентов сотовых компаний Франции обслуживалось виртуальными операторами Источник: NERA Research

В конце декабря министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев подписал приказ, открывающий возможность для работы в России полноценных виртуальных операторов (Mobile Virtual Network Operators, MVNO). Теперь предоставлять услуги мобильной связи сможет даже компания, не имеющая собственных частот, если договорится об их использовании с уже существующим оператором.

Необходимость этих поправок в законодательство российские чиновники обсуждали около четырех лет. С тех пор проекты MVNO в странах Европы и США успели пережить периоды расцвета и разочарования.

Виртуальный бум

Рождением MVNO принято считать 1999 год, когда в Великобритании появился первый успешный виртуальный оператор Virgin Mobile. Сегодня в разных странах мира с большим или меньшим успехом работает более 360 MVNO и сервис-провайдеров, отличающихся от MVNO отсутствием лицензий и собственной инфраструктуры (данные каталога The MVNO Directory, выпускаемого Blycroft Publishing).

В мире бум MVNO пришелся на 2005–2006 гг. и отчасти напоминал увлечение «доткомами» на рубеже XX и XXI вв. Как правило, виртуальные сети ориентировались на специфические рыночные ниши. Например, американская Amp’d делала ставку на молодежь – она пыталась привлечь 3G-абонентов возможностью скачивать видеоконтент и смотреть потоковое мобильное ТВ. Некоторые операторы увидели нишу в предоставлении дешевого международного роуминга – в частности, стартовавшая в 2006 г. Sim2Travel. Другие компании ориентировались на бизнес-сегмент, предлагая интегрированные сервисы на базе фиксированной и мобильной телефонии, – к примеру, Gamma Telecom в Великобритании или Debitel в Европе.

Широкое распространение получили MVNO-дискаунтеры, вроде той же Virgin Mobile, предоставляющей услуги по принципу no frills («без излишеств»). Подписчикам таких операторов не были доступны практически никакие услуги, кроме голосовой связи.

За бумом пришло разочарование. В США разорилась Amp’d, прекратила работу Mobile ESPN, сошла с дистанции Movida, ориентировавшаяся на испаноговорящее население. В Великобритании прекратил существование студенческий дискаунтер Dot Mobile. Правда, успешность виртуальных операторов, а также той или иной модели MVNO во многом зависит от состояния конкретного рынка. В таких странах, как Дания, доля абонентов MVNO достигает 25% (данные NERA Economic Consulting).

Без партнера никуда

Аналитики Pyramid Research связывают будущее виртуальных операторов с развитием MVNE (mobile virtual network enablers) – компаний, предоставляющих техническую платформу для работы MVNO. Существование MVNO в его изначальном варианте – как некрупного участника рынка, обслуживающего нишевые сегменты, – тесно связано с возможностью всецело передать непрофильные функции на аутсорсинг MVNE или мобильному оператору, пишут аналитики. Именно по такой схеме работают виртуальные проекты в Бельгии и Швеции, говорится в отчете Pyramid Research. Наличие договора с MVNE сокращает порог первоначальных инвестиций, а также ряд последующих издержек. Хотя в конечном счете рентабельность MVNO все равно невысокая, признают аналитики Pyramid Research.

Модель работы виртуального оператора в паре с MVNE может прижиться в России, считает Михаил Сусов, бывший вице-президент МТС, основатель голландского виртуального оператора Effortel, а ныне директор по маркетингу X5 Retail Group (сети «Пятерочка» и «Перекресток»). MVNE будет предоставлять техническую платформу мелким нишевым операторам, а те станут его агентами; именно так сегодня работают в России все так называемые виртуальные проекты, объясняет Сусов. Такая модель позволит становиться сотовыми операторами неспециалистам в области сотовой связи.

Российский сотовый рынок вполне зрелый, а когда уровень проникновения сотовой связи стабилизируется, на рынке появляется потребность в нишевых предложениях, считает Сусов. Первой составляющей успеха MVNO он называет сильный бренд с лояльной клиентской базой. Когда такой бренд выпускает новый продукт – сотовую связь, – его аудитория, доверяя бренду, начинает им пользоваться. Другая составляющая успеха, по мнению Сусова, – развитая сеть дистрибуции, поэтому успеха в MVNO могут добиться крупные ритейлеры: сети магазинов, банки, страховые компании. Им не нужно нести дополнительные затраты на продвижение бренда и на дистрибуцию, как сотовым операторам. У самой X5 Retail Group, по словам Сусова, тоже есть планы заняться продажей сотовой связи.

Auchan, занявшийся продажей контрактов «А-мобайл» (совместный проект с МТС) еще в декабре, делает успехи, говорит пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. Количество подключений превышает ожидания в два раза: в среднем за месяц к тарифу подключается порядка 10 000 абонентов.

Есть ли шанс?

Аналитик iKS-Consulting Антон Ворыхалов менее оптимистичен. Модель MVNO на Западе развилась благодаря падению спроса на сотовую связь и высвобождению у операторов свободных частот и номеров из-за кризиса «доткомов», считает он. А в России сотовая связь развивалась по другому сценарию: предложение не успевало за спросом, мощностей сети часто не хватало для обслуживания абонентов. Теперь же в условиях кризиса операторы озаботились возвратом инвестиций: они повышают цены и появление новых операторов-дискаунтеров им совершенно не на руку, заключает Ворыхалов.

Однако запущенный на базе московского «Мегафона» проект «Просто» как раз дискаунтер: минута разговора и отправка одного sms-сообщения стоит всего 0,05 руб. (правда, только если общение происходит с другим подписчиком этого же проекта). Для сравнения: средняя стоимость минуты общения у МТС в России составила в IV квартале 2008 г. 1,18 руб.

Кризис может дать шанс MVNO-дискаунтерам, уверен Сусов. С новыми абонентами операторам работать невыгодно, ведь рентабельность «перебежчиков» от оператора к оператору в поисках дешевой связи отрицательная, и, если появляется игрок, который оптом закупает у оператора трафик, это выгодно для всех сторон.

А президент Ассоциации региональных операторов связи Юрий Домбровский связывает основные надежды модели MVNO в России со строительством сетей третьего и четвертого поколения.