Лучше меньше

В 2006 г. британец Ричард Моросс предложил клиентам визитные карточки необычного формата. С тех пор выручка его компании Moo Print утраивается ежегодно

В свой 31-й день рождения Ричард Моросс приехал в офис основанной им компании Moo Print и обнаружил, что все 34 сотрудника одеты так, как обычно одевается он сам: черный пиджак, белая рубашка, синие джинсы и белые туфли. Это был подходящий подарок для человека, ставшего культовой фигурой среди лондонских начинающих технологических компаний. Компания Moo занимается изготовлением дизайнерских визитных карточек, часто используя при этом фотографии с сайтов социальных сетей вроде Facebook и Fliсkr. Они стали визитной карточкой поколения web 2.0 и стоят 10 фунтов за 100 штук.

Многомиллионный бизнес Moo, хотя и основан на современных технологиях, на самом деле значительно более традиционный, чем у многих интернет-компаний. «Визитки существуют уже 300 лет, – говорит Моросс. – Мобильные телефоны, интернет и блютус не вытеснили их, потому что это действительно нужная вещь – самый эффективный инструмент налаживания связей».

Первым продуктом Moo была необычная minicard (мини-карточка) – размером как стандартная визитка, но вдвое уже. «Главным словом нашей маркетинговой стратегии стало слово «заметный», – объясняет Моросс. – Это означает «делайте вещи, о которых будут говорить». Уникальная форма minicard удобна и для бизнеса. «Это оптимальный размер с точки зрения валовой маржи, – говорит Моросс. – Конкурентам, которые захотят поменять размер карточек, будет трудно повторить нашу экономическую модель, не нарушая авторского права».

В Moo отказываются обсуждать финансовые подробности, но говорят, что уже напечатано более 10 млн мини-карточек и выручка с 2006 г. ежегодно растет в три раза. В этом году ожидается такой же рост.

«Они будут получать прибыль, – говорит Нил Раймер, член совета директоров и партнер Moo, инвестор из Index Ventures. – У них нет запасов товара, который они смогут не продать. Они производят продукт по запросу и выжимают из каждого квадратного метра бумаги сколько могут».

Не всегда дела у Моо шли так хорошо. «В конце 2005 г. компания чуть не умерла», – вспоминает Моросс. Тогда он пытался сочетать изготовление визиток с самостоятельным сайтом социальных сетей. «Людям нравились визитки, но они ненавидели сайт», – усмехается бизнесмен. – Я перестал получать зарплату и убедил технического директора поработать бесплатно».

В марте 2006 г. приятели отправились на конференцию Etech в Сан-Диего. Там познакомились с компанией Flickr и вскоре получили финансирование от Atlas Ventures, лондонского фонда венчурного капитала. У Moo появилось 5,5 млн фунтов стерлингов. Задача на 2009 год – выйти из ниши «на любителя» и перейти в мейнстрим. «Наш рынок в 10 раз больше, чем у большинства интернет-компаний», – подсчитал Моросс.