Новый нефтетрейдер

«Транснефть» будет сама продавать нефть в Китай. Монополия подписала контракт с «Роснефтью» о закупках 6 млн т нефти в год

«Транснефть» будет покупать у «Роснефти» нефть для поставок в Китай, рассказал представитель транспортной монополии Игорь Демин: контракт об этом компании подписали 10 апреля. В год монополия будет поставлять в КНР 6 млн т нефти, сама «Роснефть» – 9 млн т, уточнил он. Другие условия контракта Демин не раскрыл, его коллега из «Роснефти» только подтвердил факт подписания документа.

В феврале компании обязались поставлять в адрес китайской CNPC 15 млн т нефти ежегодно в течение 20 лет. Взамен «Роснефть» на такой же срок получает кредит на $15 млрд и «Транснефть» – на $10 млрд от китайского госбанка China Development Bank (CDB).

В общей сложности из 300 млн т нефти, которые по 20-летнему контракту «Роснефть» должна будет поставить в Китай, около 120 млн т пойдет через «Транснефть», говорит близкий к «Роснефти» источник. Всю выручку за поставленную нефть трубопроводная компания будет целиком перечислять «Роснефти», утверждает он. Такая схема понадобилась для того, чтобы «Транснефть» смогла привлечь свой кредит. Обеспечением по нему и будет сырье, которое трубопроводная монополия будет покупать у нефтяной компании, объясняет собеседник «Ведомостей». Кредит «Роснефти» также обеспечен поставками нефти.

Соглашения компаний вступят в силу только после подписания межправительственного соглашения о сотрудничестве в нефтяной сфере, рассказывают менеджер одной из компаний – участниц проекта и правительственный чиновник. Президиум правительства вчера одобрил подписание документа, передает «Интерфакс». Соглашение, в частности, предусматривает строительство ответвления от ВСТО на Китай первоначальной мощностью 15 млн т. Право доступа к нему на 20 лет будет закреплено за «Роснефтью» и «Транснефтью», передает «Интерфакс» (Демин это не комментирует).

По словам представителя правительства, соглашение будет подписано в заочном режиме с использованием дипломатических каналов. А источник в одной из компаний – участниц проекта добавляет, что оно еще должно быть ратифицировано Госдумой. Причина в том, что документ имеет расхождения с российским законодательством, например в части равного доступа участников рынка к экспортным магистральным нефтепроводам и терминалам.

По закону о естественных монополиях экспортировать нефть могут только добывающие компании или их владельцы, отмечает партнер «Нёрр Штифенхофер Лутц» Илья Рачков. «Транснефть» не только не относится к таким компаниям, но и является нефтепроводной монополией. Если ради этого случая внесут поправки в закон, о равном доступе к трубе можно забыть, отмечает он. Представитель ТНК-ВР (добывает нефть в Восточной Сибири) от комментариев отказался.