Вектор


Держать контакты!

«Нам нужно поддерживать тесные контакты [с Азией] <...> Пожалуйста, держите под контролем!» – заявил вчера премьер Владимир Путин своему заместителю Игорю Сечину и председателю правления «Газпрома» Алексею Миллеру. Речь о главных поставщиках газа в Средней Азии – Узбекистане, Казахстане и Туркмении (в сумме около 60 млрд куб. м в год, почти 10% от российской добычи). «Газпром» много лет держит монополию на закупки этого газа, что очень не нравится Европе. Но пока у нее нет выбора: труба до ЕС одна – через Россию.

В кризис закупки азиатского газа стали тяжким бременем для «Газпрома»: спрос в Европе падает, приходится сокращать собственную добычу. 7 апреля «Газпром» предупредил Туркмению, что снизит и закупки у нее. И через два дня в Туркмении взорвался газопровод. Расследование причин продолжается. Но Туркмения уже ищет альтернативных партнеров. Вчера она подписала меморандум о сотрудничестве с германской RWE. Это один из инвесторов строящегося газопровода Nabucco, который как раз и должен дотянуться из Азии в ЕС в обход России. А значит, «Газпрому» вряд ли удастся резко сократить закупки туркменского газа: слишком велики риски потерять лояльность партнера в долгосрочной перспективе. Кроме того, Сечин уже пообещал Путину, что все «контакты» будут «тесными», как и прежде. «Держим эту работу в постоянном поле зрения», – доложил он.

Люди не боятся банков

Кризис не уменьшил количество пользователей финансовых услуг в России, констатируют исследователи Национального агентства финансовых исследований: сейчас, как и год назад, ими пользуется 52% россиян. Люди по-прежнему готовы доверять деньги банкам. Так, число пользователей пластиковых карт с прошлого года не изменилось (24% опрошенных), а каждый десятый россиянин имеет текущий счет или вклад «до востребования», еще у 5% граждан открыт срочный вклад. А вот число заемщиков уменьшается. Так, доля пользователей кредитами (тех, кто выплачивает потребительский, ипотечный либо автокредит) сократилась с 22% до 18%. Сильнее всего снизилась доля заемщиков среди 35–44-летних (с 35% до 26%) и среди менее обеспеченных россиян (кому денег хватает лишь на продукты и одежду, а покупки длительного пользования вызывают затруднения) – в этой группе опрошенных в 2008 г. пользовались кредитами 27%, а в 2009 г. – 20%. Поэтому банки все больше превращаются для граждан не в кредитные, а в сберегательные организации.

Выгодные слухи

Акции «Аптечной сети 36,6» вчера на ММВБ подорожали на 39%, капитализация достигла 1,2 млрд руб. Объем торгов превысил 60,7 млн руб. по сравнению с 2,6 млн руб. накануне. В РТС ни вчера, ни позавчера сделок с бумагами «36,6» не было.

Вероятнее всего, компания подорожала на информации о продаже доли фонду Marshall Capital Partners, говорит аналитик Банка Москвы Сабина Мухамеджанова. «Сделка может состояться очень скоро», – уверен один из работающих на фармрынке консультантов. Представитель «36,6» Ирина Лаврова отказалась от комментариев, телефон управляющего партнера Marshall Capital Partners Константина Малофеева вчера вечером не отвечал. В начале недели источник, близкий к акционерам Marshall, подтверждал факт переговоров, но утверждал, что окончательной договоренности о сделке пока нет.

За последний месяц акции «36,6» демонстрируют стремительный рост второй раз: 26 марта они прибавили на ММВБ 41%. Поводом стала информация о том, что Marshall Capital якобы уже договорился о покупке 25%-ной доли в аптечной сети.

У русских собственная гордость

Всего за год сайт Facebook превратился в самую популярную социальную сеть Европы, констатировала исследовательская компания comScore. Количество ее зарегистрированных пользователей во всем мире выросло с февраля 2008 г. по февраль 2009 г. на 175% до 275 млн, и сейчас, по данным comScore, это шестой сайт мира по посещаемости. Facebook – лидирующая социальная сеть в 11 из 17 стран Европы. Исключения – Германия (4-е место), Португалия (3-е), Ирландия, Австрия, Нидерланды (2-е) и Россия (6-е). В России, по данным TNS Gallup, неоспоримое преимущество с точки зрения посещаемости у сетей «В контакте» (недельная аудитория в феврале – 10,7 млн человек) и «Одноклассники» (9,7 млн). Общее количество зарегистрированных пользователей «В контакте» в декабре 2008 г. составляло 23 млн, а у «Одноклассников» их сейчас 33 млн. Facebook согласно рейтингу Alexa.com занимает в России по посещаемости лишь 61-е место.

Возможно, дело в том, что российская версия Facebook появилась меньше года назад и российские интернет-пользователи еще не привыкли к ней. А может быть, им просто хватает «Одноклассников» и «В контакте».