Чехия не дала посадку

Мечта «Аэрофлота» стать европейским авиаперевозчиком опять не сбылась – правительство Чехии отклонило заявку российской компании на покупку Czech Airlines
С.Портер

На 91,51% акций национального перевозчика Czech Airlines (CSA) осталось только два претендента – франко-голландская Air France – KLM и консорциум чешской Unimex с чартерной авиакомпанией Travel Service; заявка «Аэрофлота» была отклонена. Об этом сообщил «Ведомостям» представитель минфина Чехии Ондрей Якоб. Отказ получила и Odien АВ III (входит в группу Odien). Почему «Аэрофлот» не прошел во второй тур, Якоб говорить отказался: «Это секретная информация». Отказался от комментариев и консультант правительства Чехии по конкурсу Deloitte.

Czech Airlines

Авиаперевозчик. Осуществляет полеты в 44 страны по 104 направлениям. Авиапарк – 51 самолет. Перевозки (2008 г.) – 5,6 млн человек. Акционеры – министерство финансов Чехии (91,51%). Выручка (2008 г.) – 23,2 млрд чешских крон ($1,2 млрд), прибыль до налогообложения – 500 млн чешских крон ($26,6 млн).

Но спецслужбы Чехии видели в участии «Аэрофлота» в конкурсе на CSA риск национальной безопасности. Им не нравилась непрозрачная структура собственности компании и низкий уровень безопасности полетов, говорил на днях руководитель комитета по безопасности парламента Чехии Франтишек Бублан (его цитировали чешские газеты). Но структура собственности компании прозрачна, а уровень безопасности полетов – 99,98%, отвечал на это представитель «Аэрофлота».

Вопрос прихода крупного российского бизнеса на рынки европейских стран сильно политизирован, говорит Борис Шмелев из Центра сравнительных политических исследований ИМЭПИ РАН: власти опасаются восстановления геополитических позиций России в Европе, а крупный российский бизнес в их представлении неразрывно связан с государством.

«Аэрофлот» надеется поглотить европейскую авиакомпанию уже лет пять и CSA была четвертой попыткой, продолжает главный редактор Aviaport.ru Олег Пантелеев. «Аэрофлот» претендовал на 39,9% итальянской Alitalia, на 41,6% австрийской Austrian Airlines, на контрольный пакет сербской JAT, но в последний момент выбывал из игры.

Однако «Аэрофлот» нашел плюсы в решении чешских властей. «Оно облегчило для нас принятие решения [о покупке компании], так что глубокого разочарования руководство авиакомпании не испытывает», – сказал представитель «Аэрофлота». Авиарынок рынок падает, а финансовые ресурсы «Аэрофлоту» сейчас необходимы, объяснил он. По консенсус-оценке аналитиков, опрошенных Reuters, 92% CSA может стоить до $240,5 млн.

Против покупки Czech Airlines высказывались и несколько членов совета директоров «Аэрофлота», в том числе его председатель – министр транспорта Игорь Левитин. Председатель комитета по стратегии Сергей Алексашенко и член совета от НРК Леонид Душатин писали бывшему гендиректору компании Валерию Окулову, что покупка Czech Airlines не принесет «Аэрофлоту» пользы.

Вряд ли в ближайшее время «Аэрофлот» вернется к идее купить европейского перевозчика, говорит Пантелеев: европейский рынок продолжает падать без надежд на рост в ближайшем будущем.