Хартия по-русски

Россия предлагает переписать Энергетическую хартию, расширив список ее участников и сфер регулирования. ЕС вряд ли это поддержит, считают эксперты
Д. Гришкин

Новый базовый документ по энергетическому сотрудничеству, который должен стать каркасом международных энергетических отношений взамен Энергетической хартии 1991 г., был передан вчера правительству Финляндии и в ближайшие дни будет отправлен членам «двадцатки», СНГ, а также всем активным игрокам энергорынка, заявил во время визита в Финляндию президент России Дмитрий Медведев.

Новизна документа в расширении списка энергоресурсов. Это теперь не только нефть и газ, но и ядерное топливо, электроэнергия и уголь, пояснил «Ведомостям» помощник президента Аркадий Дворкович. Россия также предлагает расширить список стран и включить в него ведущих энергоигроков, в том числе США, Канаду, Китай, Индию и Норвегию. К нововведениям также относится «поощрение обмена активами», рассказал чиновник одного из министерств, знакомый с документом. Но особенно важным для России пунктом нового документа являются правила разрешения конфликтных ситуаций и дополнительная ответственность стран-транзитеров. Этот пункт актуален после январского газового конфликта с Украиной и подписания декларации между Украиной и ЕС о модернизации газотранспортной системы Украины, в которую не была включена Россия. В соглашении о транзите Россия предлагает детально прописать всю процедуру решения споров, поясняет Дворкович: нужна долгосрочная стабильность поставок, не дающая возможности односторонних действий, не учитывающих интересов партнеров. В остальном, по словам чиновника, документ является описанием целей и принципов – ключевые пункты повторяют энергохартию: недискриминационный доступ к рынкам других стран, транспарентность, защита инвестиций, техническая безопасность, энергоэффективность, научно-техническое сотрудничество.

Юридическая конструкция предлагаемого Россией документа пока не ясна. Форму еще нужно обсуждать, поясняет Дворкович. Хартия будет в ближайшее время обсуждаться на нескольких крупных международных форумах, поясняет он.

«Если бы Россия ратифицировала энергохартию (как планировалось сделать в 1997 г.), мы были бы ограничены некоторыми обязательствами по ядерным материалам, а наши партнеры не были бы ограничены», – отметил Дворкович. Новый договор позволит создать «прочную основу для более выгодного коммерческого партнерства в энергосфере без каких-либо политических условий, сказал он.

В нынешней хартии нет эффективного механизма санкций, способных заставить задуматься любое государство, захотевшее остановить транзит российского газа, отмечает вице-спикер Госдумы Валерий Язев.

Эксперты сомневаются в перспективах принятия российского варианта энергохартии. Раскол есть даже внутри ЕС – энергосфера по-прежнему в компетенции отдельных стран, а не Еврокомиссии, говорит политолог Федор Лукьянов. Общие документы всегда рискованны, отмечает эксперт Центра Карнеги Алексей Малашенко, а России только на руку, если вопросы транзита не будет отрегулированы на международном уровне.