Здоровый рост

Лекарства в I квартале 2009 г. подорожали на треть, подсчитали аналитики DSM Group и «Фармэксперта»

Коммерческий рынок лекарств в России в I квартале 2009 г. вырос на 31% (в рублях) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 72,5 млрд руб. ($2,1 млрд) за счет роста цен, говорится в обзоре маркетингового агентства DSM Group. В долларовом выражении объем фармрынка сократился на 7%. Схожие оценки рынка (рост на 32% в рублях и снижение на 7% в долларах) опубликовала вчера исследовательская компания «Фармэксперт».

По сравнению с декабрем рост более скромный: по оценке DSM Group, в январе – марте по сравнению с декабрем 2008 г. цены увеличились на 12,4%. Средняя стоимость упаковки лекарственного препарата на коммерческом рынке за три месяца выросла на 30% до 72,5 руб. (по сравнению с I кварталом 2008 г.). Цена за упаковку в долларовом выражении упала на 7% до $2,11. Число проданных упаковок в январе – феврале несколько сократилось, но март выровнял этот показатель по кварталу.

Расчеты аналитиков очень похожи на реальную рыночную ситуацию, говорит исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Елена Неволина.

Рост цен в I квартале в основном связан с девальвацией рубля, поскольку около 80% лекарств на рынке – импортные, говорит гендиректор DSM Group Александр Кузин. Другой фактор подорожания – теплая зима, добавляет директор по исследованиям компании «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов: спрос на сезонные препараты по сравнению с прошлым годом снизился и, чтобы компенсировать падение спроса, розничные продавцы подняли цены. Снижение долларовых цен связано с тем, что не все компании подняли цены пропорционально девальвации рубля, говорит Кузин.

По словам вице-президента по развитию фармацевтической группы РОСТА Рустема Муратова, российский фармацевтический рынок формируют российские заводы-изготовители (20% от объема продаж в натуральном выражении), прямые импортеры лекарств (30%) и дистрибуторы (50%). Но российские производители все равно вынуждены повышать цены, поскольку работают на импортном сырье. «В итоге из-за курсовой разницы цены выросли на 30%, такая же ситуация и у прямых импортеров», – говорит Муратов. У отдельных дистрибуторов, по его словам, цена могла вырасти до 50%. А у многих остались стоки, купленные по старому курсу, добавляет Кузин. По словам Муратова, у его компании продажи за I квартал выше прошлогодних на 50–60%.

В 2009 г. DSM Group ожидает рост российского фармрынка примерно на 25% в рублевом выражении.