Компания недели: «Яндекс»


Несколько дней назад стало известно, что крупнейший российский поисковик «Яндекс» готов уступить «золотую акцию» государству, точнее, госбанку. Предполагается, что она даст своему владельцу право заблокировать любую сделку с акциями компании. С чего бы частной компании, которая зарегистрирована в Голландии и половина которой принадлежит частным зарубежным фондам, проявлять такую щедрость? Основатели и менеджеры «Яндекса», которые владеют второй половиной капитала, могут, конечно, совершать эксцентричные поступки. Но фондам по определению рано или поздно придется из компании выходить, и тут им должно бы быть все равно, кому продавать, – хоть Google, хоть напрямую госдепартаменту США, лишь бы подороже. Зачем же самих себя обкрадывать?

Просто тут сошлись в одной точке два процесса.

Первый связан с самой компанией: она выросла. Будущие основатели «Яндекса» в 1980–1990-е занимались поиском больше для души – деньги, как и многим другим во времена постперестроечного капитализма, им приносила торговля компьютерами. «Предлагали выкупить нашу технологию [поиска] за $15 000, потом за $50 000, никто не покупал, – вспоминал отец-основатель компании Аркадий Волож. – Тогда мы решили запустить свой поиск на собственной страничке в интернете, и этот сервис вдруг оказался кому-то нужен». Так в сентябре 1997 г. появился «Яndex» (yet another indexer – просто еще один индексатор). Сейчас у «Яндекса» аудитория под 20 млн.

Второй процесс связан со средой: она изменилась. Еще 15, ну пускай 20 лет назад интернет был такой забавой для очень и очень избранных – вроде основателей «Яндекса», а большинство граждан просто не знали, что это такое. Сегодня о том, что интернет регулярно посещает треть населения России, т. е. около 50 млн человек, премьер сообщает в Госдуме как об одном из достижений народного хозяйства (где-то между надоями с гектара и антикризисными мерами). У премьера есть свой сайт, у президента свой, прости, Господи, видеоблог. А у граждан миллионы компьютеров, из которых они узнают то, что от них тщательно скрывают по телевизору. И что поставить в этих новостях на первую строчку, решает именно «Яндекс» (даже если это делает его робот).

И вот два этих процесса сходятся в одной точке – министр коммуникаций говорит, что предпочел бы, чтобы основные интернет-компании оставались российскими, на «Яндекс» появляется правильный государственный претендент – Алишер Усманов (хотя до сделки и не дошло), а Волож в интервью прямо говорит: «Я считаю «Яндекс» стратегической компанией».

Пора отдавать?