В розницу выгоднее

«Роснефть» просит у самарских властей землю под новые АЗС. «Дочка» нефтяного концерна «Самаранефтепродукт» уже сейчас стала монополистом на местном рынке розничных продаж топлива
О. Антонов

Компания хочет получить 34 участка – девять в Самаре, шесть в Тольятти, остальные в различных районах области, пояснила Лариса Константинова, пресс-секретарь вице-губернатора Александра Нефедова. По ее словам, до 15 мая минфин и минпром области рассмотрят просьбу «Роснефти» (с учетом генплана городов, кадастровой стоимости участков) и подготовят дополнительное соглашение с компанией. Соглашение о сотрудничестве область и «Роснефть» заключили в декабре 2007 г. Тогда компания обязалась инвестировать в развитие своих самарских «дочек» («Самаранефтепродукта», Куйбышевского, Сызранского и Новокуйбышевского НПЗ) около 20 млрд руб., которые заплатят в областной бюджет 36,4 млрд руб. налогов в 2008–2009 гг. А область в ответ снизила ставку налога на прибыль для предприятий «Роснефти» до 13,5%.

За 2008 г. маржа «Роснефти» от продажи нефтепродуктов была в среднем на 40% выше оптовой продажи нефти, говорит аналитик «Брокеркредитсервиса» Андрей Полищук, ссылаясь на данные самой компании. По его словам, при сегодняшней цене на мировом рынке в 1598 руб. за баррель ($48, марка Urals) 46% стоимости уходит на экспортную пошлину и налог на добычу полезных ископаемых. Поэтому выгоднее торговать в розницу, где, например, литр бензина Аи-95 стоит 20,6 руб. или $90 за баррель, отмечает Полищук. Сейчас рентабельность бизнеса АЗС составляет 15–25%, в то время как ее «обычный» уровень – 10%, согласен Баранов. По его оценке, с вводом новых АЗС выручка «Самаранефтепродукта» может вырасти на 10–12%. По итогам 2008 г. выручка могла составить 11,9–12,2 млрд руб., посчитала аналитик ИК «Финам» Айгюль Зиянгулова, исходя из отчетности компании за девять месяцев.

Избавляются от партнера. 166,65

миллиона рублей. из прибыли за IV квартал 2008 г. списал на налоги «Самаранефтепродукт» из-за признания ничтожным договора о совместной деятельности с МО «Трехгорный городской округ». Договоры о совместном владении АЗС с городами Трехгорный и Лесной заключал ЮКОС в 1999 г. На момент продажи ЮКОСа (май – июнь 2007 г.) в совместном пользовании была 341 АЗС.

ОАО «Самаранефтепродукт»

розничный продавец нефтепродуктов. Владелец – ООО «Нефть-актив» (100%, «дочка» «Роснефти»). финансовые показатели (РСБУ, 9 месяцев 2008 г.): выручка – 9,349 млрд руб., прибыль – 236,874 млн руб.

Участки, которые находятся в собственности муниципалитетов, будут выставлены на аукцион, а с частными землевладельцами компания станет решать самостоятельно, рассказала Константинова.

Сбытовая «дочка» «Роснефти» «Самаранефтепродукт» уже сейчас далеко оторвалась от других розничных торговцев на местном рынке: на ее 80 АЗС и АЗК приходится 25% продаж (см. врез).

Представители «Самаранефтепродукта» и «Роснефти» планы расширения сети вчера не прокомментировали.

По словам генерального директора сети АЗС «Витязь» Сергея Лукина, строительство самой дешевой (но с соблюдением всех норм) АЗС в сельских районах области обойдется минимум в 10 млн руб.

Из-за низкой конкурентности розничного рынка нефтепродуктов окупить строительство можно всего за два-три года, считает аналитик Unicredit Securities Артем Кончин. А ведущий эксперт УК «Финам» Дмитрий Баранов думает, что в Самарской области благодаря доминирующему положению на местном рынке «Самаранефтепродукт» сможет окупать инвестиции в каждую АЗС даже за год.

Однако за счет новых АЗС доля продаж «Самаранефтепродукта» может увеличиться всего на 3%, поскольку в долгосрочной перспективе будет активно расти весь рынок, считает Баранов. У «Самаранефтепродукта» в сентябре – декабре 2008 г. объем продаж вырос на 35%, несмотря на кризис (данные отчетности компании). Сейчас в области на 1000 человек приходится 250 автомобилей, четыре года назад – 204 авто (по данным областного ГИБДД).