В деревню, к тетке, в регионы!

Кризис создает благоприятные условия для предпринимательской инициативы в сфере сервиса и регионального туризма, заявляют эксперты. Правда, проявившему инициативу в российской провинции, независимо от региона, придется решать одни и те же проблемы

Такую идею может реализовать каждый, причем на базе собственного жилья, – убеждена хозяйка гостевого дома «Частный визит» в Плесе Елена Маньенан. – Главное – желание быть предпринимателем, высокая трудоспособность, дружелюбие и гостеприимство». Свой гостевой дом Маньенан создавала по образу популярных в Европе гостевых домов и сегодня одновременно может разместить до 15 человек. Сарафанное радио и сайт обеспечивают стабильный приток гостей с мая по сентябрь.

«Почему, к примеру, итальянские бизнесмены не боятся кризиса? Потому что большая часть компаний в Италии – это семейные небольшие компании, работающие в секторе туризма и общепита, – утверждает Анна Бурова, директор по развитию бизнеса Strategy Partners. – Туризм – отрасль, где, с одной стороны, велика доля малых предприятий, с другой – в ней может быть занята серьезная доля трудоспособного населения».

«Главное – правильно выбрать место для проекта, – настаивает Алексей Зюкин, управляющий туристической деревней Верхние Мандроги в Ленинградской области (260 км от Санкт-Петербурга). – В 1996 г. мы начинали строить деревню в чистом поле. Всех работников привозили из Подпорожья (23 км), ближе никто не жил. Но наше поле было на берегу р. Свирь (часть Волго-Балтийского пути). Мы знали, что, если договоримся с круизными компаниями о зеленой стоянке теплоходов в Мандрогах, поток туристов в сезон навигации будет обеспечен».

Поначалу хозяева деревни зарабатывать планировали на ресторане и продаже сувениров. В первый сезон завлекали туристов бесплатной ухой с рюмкой водки под русские песни и танцы. Открыли музей водки. За два первых сезона в Мандрогах обслужили только 100 теплоходов (примерно 30 000 человек). В 2008 г. – уже более 120 000 человек. Еще примерно 10 000 человек в течение года приезжают в Мандроги с ночевкой, хотя расчета на такой туризм первоначально не было. «Лет пять назад друзья попросили остановиться на несколько дней. Потом друзья друзей приехали. И мы подумали, что пора развивать направление, раз есть интерес», – добавляет Зюкин. За 11 лет в чистом поле построили настоящую, а не потемкинскую деревню. Сейчас в Верхних Мандрогах живет 150 человек, есть свой детский сад, школа.

Козырная возможность

Несмотря на динамичный рост, Россия по основным показателям развития туризма пока сильно уступает ведущим странам, говорится в аналитическом отчете Strategy Partners: доля туризма в ВВП России в 2007 г. составила 6,6% против 9,7% в среднем в мире, а в занятости населения – 5,6% против 10,1% в США. Между тем, по оценке экспертов, 27 российских регионов имеют благоприятные условия для развития развлекательного туризма и 20 регионов – для делового. Кризис, учитывая относительно низкие цены на строительство, услуги по разработке мастер-планов, проектирование и низкие затраты на оплату труда, может только тому способствовать, считает Бурова.

Светлана Баранова, директор псковского бюро путешествий «Континент», отмечает, что уровень продаж компании по сравнению с докризисным временем не изменился, и это при том, что цены на основные туры за последние несколько месяцев здесь выросли на 15–20%. Компания продолжает работать за счет развития новых экскурсионных программ (экскурсии в Великие Луки, Полибино, Клин и Торопец). Еще в «Континенте» разработали экономтур в Пушкинские горы, который содержит те же экскурсии, что и обычный, но организован в будние дни. Цена его, по словам Барановой, ниже на 40%.

Типичные трудности

Реализация туристического потенциала в России, пишут эксперты Strategy Partners, сдерживается рядом проблем, характерных почти для каждого российского региона: это инфраструктура, кадры, маркетинг, предпринимательская среда, законодательство.

В «Частном визите» кроме владельцев трудятся еще восемь человек. «Найти работников было очень трудно. В нас никто не верил. Люди привыкли работать в госучреждениях и к частникам шли неохотно, – рассказывает Маньенан. – Гостей, которые начинали меня благодарить за отдых, я просила благодарить именно сотрудников. Когда те слышали добрые слова от людей, среди которых много иностранцев, то начинали по-другому относиться к делу, которым занимаются». В этом году, несмотря на трудности, Маньенан приняла решение не распускать на зиму коллектив: «Я готова была затянуть пояс, чуть снизить зарплату, но сохранить команду».

Что касается развлекательных туров, ставших в последнее время особенно популярными, то и здесь все непросто, говорит Баранова: «Чтобы делать костюмированные программы и интерактивные экскурсы в историю, нужны аниматоры и другие специалисты, а также деньги на реставрацию объектов старины, – обращает внимание Баранова. – К примеру, в Пушкинском заповеднике, в усадьбе Бугрово, есть водяная мельница – она долгое время бездействовала. Деньги на реставрацию нашлись только к 200-летию поэта. Заниматься туризмом в российских регионах трудно: во-первых, на культурно-историческое наследие никогда не выделялось достаточно денег из бюджета, а во-вторых, такого рода бизнес-проекты имеют большой срок окупаемости – как минимум семь лет».

«Проблемы возникают сейчас и с использованием земель Лесфонда, – делится наболевшим Сергей Шпилько, президент Российского союза туриндустрии. – Малые предприятия, с огромным трудом создававшие турбазы, охотхозяйства, сталкиваются сейчас с тем, что освоенные ими угодья по новому Лесному кодексу могут быть перераспределены на конкурсной основе в пользу более состоятельных инвесторов без какой-либо компенсации. Недавний тому пример – участок земли, который в течение 16 лет осваивала хакасская турфирма «Родник», в конце февраля он был выставлен на аукцион, а в марте продан одной красноярской деревообрабатывающей компании».