Шик, кич, пустота

Эрвин Олаф – фотограф очень известный, мастер грубых эффектов и кукиша в кармане. Полюбить его работы трудно, как и забыть
Gallery Flatland (NL, Paris) & HastedHunt (NY)

Вернисаж выставки Эрвина Олафа «Последние события» – замыкающий фестиваль «Мода и стиль в фотографии». Выставка большая и не такая противная, какой могла бы быть. На ней не самые ужасные серии бодрого пятидесятилетнего голландского фотографа, занимавшегося современным искусством, потом коммерческой фотографией, теперь вот серьезно задумывающегося о кино – на выставке несколько коротких видео.

Даже подумав, не скажешь, какие изображения Олафа циничнее – белесо-красных убиенных королевских персон, истекающих клюквенным соком, и полуголых задорных старушенций при полном макияже (репертуар московской выставки 2005 г.) или плачущих, одиноких, горюющих обывателей (содержание нынешних серий).

Что историко-мифические и гротесковые персонажи, что простые люди и дивы-манекенщицы – все на сюрных, отдраенных фотошопом, лишенных воздуха, парадных постановочных фотографиях Олафа выглядят манекенами, придурками или нелюдью. Особенно досталось девушкам-вешалкам из высокой моды – их на фотографиях бьют лицом о стену, носом об пол, так что лица и носы буквально вляпываются в интерьер: не бойтесь, ничего натуралистичного – демонстративные компьютерные примочки.

Для сатиры все это слишком красочно и эффектно, для серьезного высказывания – уж очень глумливо. Но задумываться об Олафе – занятие факультативное, его душа – потемки, ничего не разглядишь. Главное – есть снимки, намертво врезающиеся в зрительную память. И кажется, что это единственная его цель, основной профессиональный инстинкт – выделиться в мире, перенасыщенном образами, где за внимание борются самыми изощренными способами. И совершенно не важно, к чему отнести фотографии Олафа – к современному искусству или к коммерческому. Как раз на его примере видно, что между ними нет границы, если из того и другого ушло все живое.