Депутаты торопят сделку

Госдума преодолеет вето Совета Федерации на закон, который позволит фигурантам уголовных дел договариваться со следствием

Комитет Госдумы по законодательству предложил депутатам преодолеть вето Совета Федерации относительно закона о досудебной сделке с правосудием, сообщил вчера первый зампред комитета Владимир Груздев. Сделать это, по словам депутата, парламентарии намерены на пленарном заседании 15 мая. Для преодоления вето необходим 301 голос «за» (ранее закон поддержали 318 депутатов).

В апреле Госдума одобрила ряд поправок в УК и УПК, которые позволяют подозреваемому или обвиняемому еще на стадии следствия заключить официальное соглашение с прокурором: в обмен на сотрудничество со следствием (например, показания против своих подельников) он может рассчитывать на сокращение срока наказания. Но Совет Федерации поправки отклонил со ссылкой на неточности, которые необходимо доработать.

В Госдуме, однако, решили не тратить время на создание согласительной комиссии. По мнению Груздева, закон полностью соответствует правовым нормам. «В любом случае закон должен получить жизнь в ближайшие дни», – согласился председатель Госдумы Борис Грызлов.

Председатель комитета верхней палаты по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков говорит, что будет апеллировать к руководству нижней палаты. «Правовая невнятица создает предпосылки к злоупотреблениям и коррупционным проявлениям», – предупреждает он. Так, из существующей редакции закона совершенно невозможно понять, распространяется ли институт сделки с правосудием на обвиняемых, которым грозит пожизненное заключение или смертная казнь. Депутаты эти аргументы не услышали. «Скорее всего они руководствовались не правовыми, а политическими мотивами», – констатировал сенатор.

Адвокат Юрий Костанов говорит, что в новом механизме могут быть заинтересованы прежде всего правоохранительные органы: квалификация следователей низкая, работать они не умеют, а возможность «выторговывать» нужные показания сильно упростит им жизнь. Это делают и сейчас, но неофициально, поэтому договоренность со следствием ничего не гарантирует: вопросы наказания решает суд. Если сделка будет прописана в законе, суду некуда будет деваться – придется выполнять условия договора, объясняет адвокат. Институт сделки с правосудием успешно применяется в ряде стран, например в Италии. Но вопрос в том, как он будет работать в наших условиях. «Никаких гарантий, что принятие закона не вызовет волну облыжных оговорок», – предупреждает Костанов.