Нет такого сорта

Чиновники решили не выделять пока отдельный сорт для нефти из Восточной Сибири. Нулевую пошлину будут применять к конкретным месторождениям. Больше всего выиграет «Роснефть»

Чиновники сошлись на следующем варианте, рассказывают источники «Ведомостей»: отдельный таможенный код получит не новый сорт нефти, а каждое из месторождений Восточной Сибири. Чтобы таможня могла посчитать, сколько нефти освободить от пошлины, будут использоваться данные с узлов учета «Транснефти» (на входе и выходе из трубы), говорят госслужащие. Пока в «льготном» списке семь месторождений, уточняет один из них: Ванкорское и Юрубчено-Тахомское («Роснефть»), Верхнечонское (ТНК-BP, «Роснефть»), Талаканское («Сургутнефтегаз»), Куюмбинское («Славнефть»), Дулисьминское (Urals Energy, за долги отходит Сбербанку) и Средне-Ботуобинское («Таас-Юрях нефтегазодобыча»). То, что нового сорта не будет, а коды будут применяться к месторождениям, подтверждает и представитель Минэнерго. Остальные ведомства на запросы «Ведомостей» не ответили.

Вчера вопрос об обнулении экспортной пошлины на нефть из Восточной Сибири обсуждался на совещании в Минэкономразвития с участием представителей ФТС и Минэнерго. И уже сегодня Минэкономразвития может направить проект постановления на согласования в профильные ведомства, рассказали «Ведомостям» чиновники двух ведомств, участвующих в дискуссиях.

Как долго будет действовать льгота, пока не ясно. В феврале чиновники предполагали, что лишь до конца этого года. Но министр энергетики Сергей Шматко говорил, что нужно не меньше трех лет, чтобы стимулировать добычу в Восточной Сибири и наполнить нефтепровод ВСТО.

Вариант с «льготным» списком месторождений оказался самым простым для чиновников. Хотя были и другие – выделить, например, отдельный сорт для восточносибирской нефти. «Эта нефть лучшего качества, и она легко позволяет себя идентифицировать», – говорил министр энергетики Сергей Шматко. Но на практике это не реализовать, отмечает чиновник одного из ведомств: химический состав сырья мало отличается от Urals, нефть смешивается в системе. Еще один плюс нового варианта – не нужно править законы: новые коды для месторождений будут присвоены постановлением правительства, добавляет сотрудник другого ведомства.

Главным противником любых вариантов была ФТС. Ей не хотелось полностью полагаться на данные «Транснефти», ведь ответственность за сборы несет не госкомпания, рассказывает собеседник «Ведомостей» (представитель ФТС комментировать это не стал). Не известно также, согласует ли новое постановление Минфин (его представителей не было на вчерашнем совещании). Льгота противоречит таможенному законодательству, которое устанавливает единую ставку пошлины на всей территории России, напоминает начальник отдела Минфина Александр Сакович.

«Если поставлена политическая задача, чиновники найдут способ ее решить», – уверен аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров. И тогда больше всего выиграет «Роснефть», прогнозирует он: при цене Urals на уровне $45–80/барр. уже в 2010 г. «Роснефть» может получить дополнительные $1,4–2,1 млрд к своей EBITDA (17% от нынешнего прогноза), если добыча на Ванкоре к тому моменту составит 11 млн т. Потери бюджета от трех крупнейших месторождений – Ванкорского, Талаканского и Верхнечонского – могут составить в 2010 г. $1,9–4,3 млрд, прогнозирует Нестеров. После их выхода на проектную мощность в 2011 г. эта цифра может превысить $4,5 млрд, добавляет аналитик «Солида» Денис Борисов (при $50/барр.).

Представители «Роснефти» и ТНК-BP от комментариев отказались, получить комментарии остальных не удалось.