Ценности: Маятник сломался


Есть давняя традиция смотреть на смену политических эпох как на колебания маятника. Эта спасительная соломинка для политического комментатора особенно часто пригождается в России, поскольку в России никогда ничего точно не известно, зато чередование налицо и амплитуда его огромна. Чередующихся признаков много: от реформаторов маятник несется к ретроградам, от либералов – к консерваторам; лысого лидера сменяет волосатый (народная политология); культуру 1 вытесняет культура 2 (книга Владимира Паперного «Культура 2»); кровопийцы умирают, и на смену им приходят ворюги. Последняя оппозиция взята из «Писем римскому другу» Иосифа Бродского. На меня именно эта лаконичная формулировка в свое время сильно подействовала – и примирила с ворюгами. «Говоришь, что все наместники – ворюги? Но ворюга мне милей, чем кровопийца», – говорит лирический герой Бродского. И до сих пор эта строчка кажется мне одним из величайших вкладов в русскую политическую аналитику.

Да и откуда аналитике расти, как не из поэзии. Все-таки в поэзии русские добились неизмеримо больших успехов, чем в политике, – так что есть смысл пользоваться наследием. Как и всякая точная поэтическая формула, слова Бродского врезаются в сознание даже тем, кто не знает, зачем нужны стихи. Слова эти действуют исподволь, становясь фактом, на который приходится ссылаться. Как написал Тютчев, что нас «аршином общим не измерить», так мы до сих пор и спорим с этим утверждением как с фактом национального самосознания. Поэтическая убедительность гораздо мощнее интеллектуальной.

Так и со словами Бродского. Для меня они когда-то прозвучали как оправдание выродившейся власти, которой не доверяют, но которую уже и не боятся. Да, нынешние – воры, но уж куда лучше, чем прежние кровожадные маньяки, так что скажите спасибо. Мне всегда казалось, что и нынешние власти в России смотрят на себя через призму, созданную фразой из «Писем римскому другу» (не важно, зная или не зная саму фразу). На каждый упрек в подавлении институтов гражданского общества, в несоблюдении собственных законов, в отъеме собственности у того или иного бизнесмена, в тотальной коррупции они отвечают: «Скажите спасибо, что мы не кровопийцы». Спасибо.

Между тем мы стали свидетелями удивительной аномалии. Россия вчера отметила годовщину дуумвирата Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Эта конструкция совершенно не вписывается в привычную схему: у власти одновременно находятся и «лысый» и «волосатый», представитель культуры 2 и культуры 1. Как такое может быть? Неужели чередование прекратилось? Загадка, окутанная тайной.

В странах со старыми политическими традициями общий вектор развития – к сокращению амплитуды маятника. Партии, сменяющие друг друга, становятся все более похожими друг на друга. Главное в политике – центр, к нему и стремятся партии самых разных ориентаций. Но маятник же не останавливается совсем. А в России что, остановился? Нет, быть такого не может. Просто сломался, наверное.