Вектор


Заранее недовольны

Не успела Microsoft выпустить новую операционную систему Windows 7, как ее подвергли критике. Microsoft препятствует свободной конкуренции, поскольку встроила в новую систему собственный интернет-браузер Internet Explorer, процитировала вчера газета Financial Times (FT) представителей Mozilla (разработчик конкурирующего браузера Firefox) и Opera (выпускает одноименный браузер). «Первые результаты наших исследований указывают на явное использование операционной системы Windows для изменения динамики на рынке браузеров», – говорит, в частности, представитель Mozilla. Окончательная версия Windows 7 еще не выпущена, напомнил в ответ представитель Microsoft, есть только тестовая, доступная ограниченному кругу пользователей.

Гендиректор Microsoft Стив Баллмер в недавнем интервью «Ведомостям» заметил: «Если кому-то не нравится браузер, он им и не пользуется, а <...> пользуется другим. Это несложно. Зачем встраивать в систему несколько браузеров?» Тем не менее как раз сейчас Еврокомиссия проводит антимонопольное расследование, чтобы выяснить, правомерно ли в существующие версии Windows встроен только один браузер – Internet Explorer. Вердикта пока нет, но, зная дотошность еврокомиссаров, когда речь заходит о Microsoft, нельзя исключать, что корпорация получит строгое предписание или даже штраф. Ну а конкуренты подливают масла в огонь.

Серьезный инвестор

По мере развития кризиса у российских банков обостряется проблема привлечения капитала. Меньше становится дееспособных инвесторов. Да и кредитных организаций, в которые спокойно можно вкладывать, не прибавляется. Поэтому внимание к ним со стороны таких инвесторов, как Всемирный банк или Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), теперь стоит гораздо больше, нежели год назад. ЕБРР, например, продолжал кредитовать своих банков-партнеров, в том числе увеличивал их капитал за счет субординированных кредитов, но новых акций компаний финансового сектора не покупал. Но вскоре ситуация может измениться. Акционеры Мастер-банка одобрили допэмиссию акций банка в пользу ЕБРР. За 475 млн руб. ему причитается 5,4% в увеличенном капитале. В ЕБРР это не комментируют, на его сайте информации об этом нет. Но банкиры рассказывают, что и с другими банками ЕБРР активизировал консультации о приобретении акций. Для многих это сейчас как нельзя кстати.

В Будапеште все спокойно?

Вчера Group DF Дмитрия Фирташа признала, что потеряла один из активов – венгерского газового трейдера Emfesz: его акции были «мошеннически» переданы швейцарской RosGas AG (ее владельцы не известны) по вине гендиректора Emfesz Иштвана Гоци, говорится в заявлении Group DF. Что произошло с Гоци, верой и правдой служившим Фирташу, неясно, как и то, зачем продана Emfesz. Главная загадка: чем это помогает в решении основной проблемы – газоснабжения Венгрии? У Emfesz – 25% местного рынка, а она с начала года забирает газ «Газпрома» из транзитной трубы, никак не оформляя. Смена владельцев трейдера произошла в разгар переговоров с «Газпромом». При этом газ продолжает идти, никто кран не перекрыл. Всем потребителям Emfesz поставки идут в полном объеме, уверяет ее представитель. «Газпром» либо выжидает (продажа Emfesz была для него сюрпризом), либо уверен, что контракт будет подписан и все долги ему выплатят. А может, и долю в трейдере продадут.

Печать кризиса

Газетный и журнальный бизнес оказался в кризис самым слабым звеном медийных компаний. Руперт Мердок, рассказывая вчера инвесторам о результатах последнего квартала News Corp., повторил, что рекламная выручка бумажных СМИ неуклонно утекает в интернет. По прогнозу компании, ее выручка в этом году снизится на треть, при этом выручка сайта The Wall Street Journal в следующем квартале вырастет на 20%, ожидает Мердок. Выручка финской Sanoma Corp. в I квартале снизилась на 7% до 636 млн евро. Sanoma уверена в своих позициях в телевизионной и интернет-рекламе, говорится в ее сообщении. Зато объемы рекламы в печатных СМИ очень заметно упали на всех рынках, где она присутствует, и ее доходы в этом сегменте снизились на 17%. Самым сильным было падение рекламного рынка в Восточной Европе. В России Sanoma заработала на рекламе в печатных СМИ 16 млн евро, на 42% меньше, чем годом ранее. Издатель сокращает затраты, оставляя лишь прибыльные проекты. Поэтому закрыты 20 журналов, в частности, Independent Media Sanoma Magazines прекратила выпускать глянцевый журнал Gloria, а 18 мая выйдет последний номер делового еженедельника SmartMoney, как и «Ведомости» издаваемого в партнерстве с The Wall Street Journal Мердока и Financial Times. После прекращения выпуска оригинального издания в США закрыт российский Best Life. Вряд ли это последние потери среди российских печатных СМИ.