Строителем не вышел

Олег Дерипаска ищет покупателей на часть или весь свой строительный бизнес. Найти их предпринимателю поможет группа «Спутник» Бориса Йордана
Олег Дерипаска (спиной на фото) может расстаться как минимум с частью своих строительных активов/ С.Портер

Дерипаска привлек группу «Спутник» к поиску покупателя на свои строительные активы, рассказал «Ведомостям» близкий к «Базэлу» источник. Соглашение об этом подписано недавно, подтвердил знакомый Йордана. По его словам, речь идет о продаже всего строительного бизнеса «Базэла» (о том, что в него входит, см. справку). Источник, близкий к «Главстрою», говорит, что пока рассматривается несколько вариантов, среди них – оставить в каждом из трех направлений строительного бизнеса «Базэла» (генподряд, инфраструктурное строительство и девелопмент) наиболее перспективные компании и проекты, а остальные продать. Но это программа-максимум, продолжает он. Не исключено, что в итоге на продажу будет выставлен весь строительный бизнес «Базэла».

Управляющий директор «А1» Алексей Шавров указывает, что у «Главстроя» обязательств едва ли не больше, чем активов. На сегодняшний день общая задолженность корпорации «Главстрой» составляет примерно 47 млрд руб. Самый крупный кредитор – Сбербанк, долг перед которым достигает 25 млрд руб. Также кредиторами «Главстроя» являются Альфа-банк (7,47 млрд руб.), банк «Союз» (5,6 млрд руб.), ВТБ (3,1 млрд руб.) и Номос-банк (2,758 млрд руб.). Шавров полагает, что один из наиболее вероятных вариантов – отдать строительные компании вместе с долгами. Именно по такой схеме планировалась сделка с «Нафта-Москва» по продаже компании «Главстрой-СПб» (она так и не состоялась).

Корпорация «Главстрой»

Многопрофильный холдинг. Владелец – Олег Дерипаска. Владеет «Главмосстроем» (генподрядная организация, занимается гражданским строительством), «Трансстроем» (инфраструктурное строительство), «Моспромстройматериалами» и «Базэл цементом» (производство строительных материалов), ОАО «Главстрой» (девелоперские проекты в Москве и области), «Альтиус-девелопментом» (девелоперские проекты в Сочи и Москве). Финансовые показатели (по компаниям «Главмосстрой» и «Моспромстройматериалы», МСФО, 2007 г.): выручка – 31 млрд руб., прибыль – 1 млрд руб.

Представитель группы «Спутник» заявил лишь, что его компания «давно консультирует «Базэл» по целому ряду различных проектов», но их суть раскрывать не стал. Представитель «Базэла» Сергей Бабиченко не стал комментировать информацию о том, что компания привлекла «Спутник» для поиска покупателей на строительные активы. Он лишь отметил, что речи о продаже всего бизнеса не идет: «Строительный сегмент остается для нас приоритетным и перспективным». Бабиченко указывает, что «Базэл» ищет партнеров и не исключает продажи отдельных девелоперских объектов.

Стройкой Дерипаска занялся в 2005 г., купив 51% акций СПК «Развитие» у структур Сулеймана Керимова. Тогда СПК владела контрольными пакетами акций компаний «Главмосстрой», «Моспромстройматериалы» и «Мосмонтажспецстрой», занимавших на тот момент примерно треть строительного рынка Москвы. Сделку эксперты оценивали примерно в $250 млн. Позднее «Главмосстрой» взял у Сбербанка кредит в $300 млн, чтобы расплатиться за покупку. Новый менеджмент решил отойти от муниципальных заказов, приносивших небольшой доход, и сконцентрироваться на девелоперских проектах. Например, только на покупку трех петербургских проектов («Северная долина», «Юнтолово», бизнес-центр) было потрачено около 9 млрд руб.

Для Дерипаски основной бизнес – алюминиевый, а строительство и девелопмент являются побочными, считает коммерческий директор компании «Снегири» Дмитрий Шмелев. «В ситуации, когда угроза нависла над основным бизнесом, ему необходимо продавать абсолютно все», – полагает он. Долги компаний «Базэла» достигают $20 млрд, из них $14 млрд приходится на UC Rusal.

Скорее всего Дерипаска в первую очередь будет избавляться от девелоперских проектов, в которые необходимо инвестировать значительные собственные средства, рассуждает директор департамента по работе с новостройками и недвижимостью банка «Траст» Михаил Соловьев. По его мнению, строительные компании, такие как «Трансстрой», стоит придержать: есть инфраструктурные проекты, которые будут финансироваться государством в любом случае. «Если подрядчику недоплачивают, он перестает работать, а в девелопменте так не получится», – резюмирует он.