Вектор
Дайте поработать!
В 2008 г. Россия ограничила доступ иностранцев к стратегическим ресурсам: если зарубежный инвестор все же найдет таковые, его судьбу будет решать правительственная комиссия и может вынести неутешительный вердикт – лицензию забрать. Правда, для таких случаев предусмотрена компенсация: 100% документально подтвержденных расходов и премия до 50%. Но иностранцы явно хотят работать, а не уходить из России с деньгами. Законодательство нужно изменить и закрепить в нем новые права для иностранцев, считает глава Shell в России Крис Финлейсон: зарубежные компании, открывшие новые стратегические месторождения, должны иметь гарантию того, что они смогут поучаствовать в его разработке. Пусть это будет даже небольшая доля в СП, но так будет справедливо, считает Финлейсон. Выгоднее ли это, пока не известно: еще не было ни одного прецедента с выплатой компенсаций. Но, видимо, иностранные компании считают, что даже миноритарная доля в проекте – это лучше, чем расчеты с чиновниками.
Интернет-локомотив
С июня по сентябрь РЖД в экспериментальном порядке вводит новую услугу «удаленная регистрация пассажира», сообщил вчера вице-президент компании Михаил Акулов. Монополия наконец внедряет практику настоящего электронного билета (e-ticket). Сейчас на сайте РЖД можно заказать и оплатить билет, а потом поехать в кассу и получить его бумажный вариант (с учетом очередей это нередко занимает около часа). Такая услуга была внедрена в мае 2007 г.: за первый год ею воспользовались 50 000 человек, а вот за второй – уже 1,45 млн, рассказал «Ведомостям» представитель РЖД. Услуга распространяется на поезда дальнего следования – за прошлый год РЖД перевезла около 137 млн пассажиров, уточнил он. Но динамика впечатляет. Поначалу новинка будет обкатываться на маршрутах из Москвы в Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Казань и обратно, говорит представитель РЖД, но какой экономический эффект ожидает РЖД от внедрения e-tiсket, не уточняет. Авиакомпаниям, например, это сокращает расходы на 2–5%.