Заправка от кризиса

Несмотря на резкий спад перевозок, некоторые авиакомпании умудрились закончить I квартал с прибылью. Помогли двукратное падение цен на керосин и антикризисные программы

«Аэрофлот», «Сибирь», «Трансаэро» и «Ютэйр» в I квартале почти вдвое сократили затраты на керосин по сравнению с последним докризисным III кварталом, следует из отчетов компаний. Например, доля топлива в структуре затрат «Аэрофлота» упала с 42% в III квартале до 24% в начале года, «Сибири» – с 47,3% до 21,4% (см. рисунок на стр. Б2).

Начало этого года стало одним из тяжелейших периодов в истории российской авиации. За три месяца российские компании перевезли 7,55 млн пассажиров – на 20,5% меньше, чем в январе – марте 2008 г., и на 23,1% меньше, чем в IV квартале 2008 г. Спад грузоперевозок оказался еще глубже: на 33% к аналогичному периоду прошлого года и на 30% меньше к IV кварталу 2008 г.

РЖД меньшее падение (пассажирских перевозок – на 12% к I кварталу 2008 г., грузовых – на 27%) грозит катастрофой: железнодорожная монополия по итогам года ожидает убыток до 100 млрд руб.

Авиакомпании же могут повторить прошлогодний результат, полагает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова.

Кризис помог

Авиаторам помогло то, что в прошлом году едва не погубило, – цена на топливо.

Главная причина – падение цен на топливо, отмечает Сахнова. Если в июле 2008 г. тонна керосина стоила 28 900 руб., то средняя цена I квартала была уже 15 300 руб., подсчитал ИАЦ «Кортес».

Авиакомпании также снижали издержки: меняли «прожорливые» самолеты советского производства на более экономичные иномарки (от старых «тушек» и «илов» отказались «Аэрофлот», «Сибирь»). Вся четверка переходила на прямые контракты с нефтяниками – и теперь покупают у производителей 50–80% топлива.

В итоге в I квартале «Аэрофлот» сэкономил на топливе около $100 млн, подсчитала Сахнова, остальные компании – от $40 млн до $60 млн.

Сокращение затрат на керосин стало одним из важнейших факторов, которые позволили «Сибири» получить небольшую (12 млн руб.) чистую прибыль в январе – марте, традиционно «низком сезоне» для авиаторов, сказал представитель компании Кирилл Алявдин. О том же говорит и заместитель гендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков (1,64 млрд руб.). Если бы не дешевый керосин, результаты были бы «просто катастрофичными», уверен гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов. (Финансовые результаты компаний см. на стр. Б2.)

Что дальше?

В прошлом году цены на керосин не позволяли перевозчикам заработать (по данным IATA, в 2008 г. суммарные убытки отрасли достигли $8,5 млрд), но теперь именно этот фактор позволяет им «удержаться в небе», продолжает Сахнова.

Благодаря дешевеющему топливу авиакомпании имеют возможность закончить 2009 год на уровне 2008 г., что при падающем пассажиропотоке на 15% и снижающихся ценах на билеты на 30–40% – неплохой результат, полагает Сахнова. По ее расчетам, средняя цена нефти в этом году не превысит $50 за баррель, а керосин не подорожает. На минувшей неделе тонна топлива стоила 14 270 руб.

Правда, сами перевозчики этого оптимизма не разделяют. «Спрос на энергоносители быстроразвивающихся стран Юго-Восточной Азии в ближайшие годы будет увеличиваться, и, вероятнее всего, они [цены на нефть] вернутся на высокий уровень в скором будущем. Это снова приведет к увеличению доли топливной составляющей», – предупреждает «Ютэйр» в отчете. Керосин подешевел недостаточно, категоричен Алявдин.

На чем сэкономить

Авиаторам стоит снижать не только топливные издержки, советует Сахнова. Например, «Аэрофлот» и «Трансаэро» в январе – марте увеличили коммерческие расходы по сравнению с докризисным III кварталом на 44% до 5,39 млрд руб. и 896,5 млн руб. соответственно, при том что «Сибирь» сократила их почти втрое – до 228 млн руб. «Ютэйр» эти данные не раскрывает.

Эта компания стала самой экономной в части затрат на персонал, сократив среднюю зарплату в I квартале по сравнению с июлем – сентябрем 2008 г. на 8,5% (до 37 000 руб. в месяц).

«Трансаэро», наоборот, увеличила зарплату за этот период на 40% (до 59 200 руб.). Авиакомпания приняла в штат специалистов высокой квалификации – пилотов, инженеров, бортпроводников, а «они дорого стоят», объяснил представитель «Трансаэро» Сергей Быхал.

В «Аэрофлоте» зарплаты подросли на 2,4% (55 900 руб.), у «Сибири» не изменились – 69 000 руб. Зато «Сибирь» активнее других сокращала персонал – на 20%, «Трансаэро» – на 14% (Быхал утверждает, что сокращение не превысило 2%). «Ютэйр» и «Аэрофлот», напротив, увеличили штат на 2,3% и 0,6% соответственно. «Аэрофлот» набирает сотрудников для «Шереметьево-3», объяснил Кошляков. А «Ютэйр» стал осваивать новые типы самолетов, отмечает Мартиросов, но в «дочках» персонал сокращается.

Наиболее высокооплачиваемые менеджеры в 2008 г. были у «Сибири»: каждый из восьми членов правления получал в среднем 1,39 млн руб. в месяц. Представитель компании не смог уточнить, вошли ли в эту сумму бонусы по итогам 2007 г. «Ютэйр» в прошлом году платил девяти членам правления в среднем по 1,1 млн руб. в месяц, «Трансаэро» – 565 000 руб. (всего 11 менеджеров), «Аэрофлот» – 256 000 руб. (12).