Ценности: Архипелаг изгнанников


ВРоссии трудно собрать людей, чтобы выступить за какое-то дело, даже если оно простое и неопасное. Люди не идут, даже если мероприятие не политическое и не спорное. Вот, например, 29 мая в Новопушкинском сквере в полдень начнется акция в поддержку инклюзивного образования – т. е. за то, чтобы дети с инвалидностью учились вместе с детьми без инвалидности. Ребенок-колясочник, который учится дома и всегда помнит о своей неполноценности, и тот, который может вместе со всеми ходить в школу, – это две разные судьбы. Изменить судьбу можно с помощью пандусов и подъемников. Интересно, сколько придет народу?

Это одна из множества «незаметных» проблем, до которых ни у кого не доходят руки. И не дойдут, если она не будет осознана как общая (общая – значит волнующая не только тех, кого непосредственно касается). У людей, оказывается, слишком мало общего и очень много частного. Россия выглядит на карте как огромный цельный материк, а на самом деле это архипелаг, состоящий из миллионов островов. Есть острова побольше и поменьше, получше и похуже, но связи между ними нет почти никакой.

То же и на уровне сообществ: в океане старых академических институтов есть острова современной науки, интегрированной в мировую, но нет российской науки как целого. Есть средства массовой информации, работающие по цивилизованным правилам, но нет института независимой прессы. Есть отдельные эффективные профсоюзы, но нет крупных движений, способных оказывать серьезное влияние на отношения между бизнесом, наемными работниками и государством. Есть честные чиновники, но нет «касты» госслужащих, принадлежность к которой означала бы преданность общему делу, а не скованность цепью круговой поруки.

Социологи говорят, что отдельность – характерная примета постсоветского человека. Люди освобождают себя от участия в любых коллективных процессах. Россияне освоили тактику «ускользания от взаимности, обязательств и подотчетности», пишут Лев Гудков, Борис Дубин и Наталья Зоркая в работе «Постсоветский человек и гражданское общество». Большинство людей устали, замотаны, у них не хватает сил и свободного времени, они живут по принципу «моя хата с краю» – это самые распространенные ответы, которые дают сами опрошенные, объясняя, почему люди не склонны объединять усилия ради защиты общих интересов.

Возможно, в этом и состоит наследие советской эпохи. Так напоминает о себе государство, создававшееся изначально как коллективистское. Идеологи большевизма были уверены, что в новом обществе личность уступит место коллективу. Коллектив будет действующим лицом, а индивидуальность ему подчинится. Но оказалось, что индивидуальность вела тихую борьбу за существование и в конце концов одержала победу – сокрушительную. Общество стало добровольным ГУЛАГом, где каждый отправляется на свой остров, красивый или ужасный – в зависимости от личного вкуса. И остается наедине и со своими проблемами, и со своими достижениями.