JTI выкурила Philip Morris

Кризис заставляет российских курильщиков переключаться на более дешевые сигареты и меняет расстановку сил игроков на табачном рынке

Philip Morris, многолетний флагман российского табачного рынка, не смог сохранить лидерство: в I квартале он уступил японскому конкуренту – JTI. По данным AC Nielsen, в I квартале 2009 г. доля JTI на рынке в денежном выражении выросла до 33,4% (рост на 2,3 п. п. по сравнению с тем же периодом прошлого года). Доля Philip Morris начала снижаться летом 2008 г. и за I квартал составила 31,1%. В натуральном выражении JTI тоже впереди: 36,8% против 25,1% у Philip Morris.

В натуральном выражении JTI стала лидером благодаря покупке компании Gallaher в 2007 г. Первенство в денежном выражении компания объясняет рядом факторов. По словам генерального менеджера JTI в России Кевина Томлинсона, на фоне кризиса компания наблюдала смещение потребительского спроса в сторону недорогих сигарет: потребление в среднем и дешевом сегменте растет. «У JTI сильные позиции в среднем и низком ценовых сегментах, а Philip Morris более успешно работала в престижном и премиальном сегментах», – говорит главный редактор отраслевого информагентства «Русский табак» Максим Королев.

Отгрузки дорогих сигарет у Philip Morris в I квартале сократились на 6% в основном из-за снижения отгрузок флагманского бренда Marlboro (на 14,8%), а вот отгрузки недорогого Bond Street выросли 27,7%.

«Наш бизнес растет органически, основываясь на популярности наших торговых марок. Нынешний лидер рынка вышел на первое место благодаря приобретению другого производителя», – говорит представитель ООО «Филип Моррис сейлз энд маркетинг» Елена Барсукова.

Королев указывает еще на одну причину смены лидера: около года назад JTI завершила реструктуризацию системы логистики – 11 региональных поставщиков заменил крупнейший табачный дистрибутор «Мегаполис».