Аромат для несогласных

Парфюмерная компания «Санни» решила зарегистрировать бренд «ЮКОС». Ее владелец Михаил Санников так выражает свою политическую позицию

С 2007 г. права на товарный знак «ЮКОС» (и часть активов нефтяной компании) принадлежат «Роснефти». Товарный знак компания приобрела на одном из аукционов по продаже имущества ЮКОСа: в августе 2007 г. «Роснефть» за 18,577 млрд руб. приобрела «ЮКОС-транссервис», нескольких трейдеров, а товарные знаки в лоте шли в конце списка наряду с мебелью и оргтехникой. Сейчас «Роснефть» имеет право использовать бренд «ЮКОС» по 17 классам товаров и услуг, в основном связанных с нефтью, продуктами ее переработки и автозаправками.

ЗАО «Санни»

Торговая парфюмерная компания. создана в Москве в 1992 г. собственные бренды: «Аристократ», Infinity Love. Владелец – Михаил Санников. Выручка в 2007 г. (по СПАРК) – 143 млн руб. Чистая прибыль – 5,3 млн руб.

Как рассказал «Ведомостям» владелец компании «Санни» Михаил Санников, в феврале он подал в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака «ЮКОС». В базе Роспатента действительно есть заявка на регистрацию товарного знака в виде известного желто-зеленого треугольника и слова «ЮКОС» по третьему классу МКТУ – для маркировки парфюмерно-косметических товаров. «Это хорошее название, оно мне нравится», – объясняет выбор названия для парфюмерной продукции Санников. По его словам, новый продукт будет рассчитан на узкую аудиторию, но бизнес в проекте не главное. Таким образом участник маршей несогласных Санников хочет обозначить и свою политическую позицию: бизнесмен считает, что заключение Михаила Ходорковского сильно ухудшило деловой климат в стране.

Представитель «Роснефти» Николай Манвелов не смог рассказать, как компания использует бренд «ЮКОС». «Что касается заявки «Санни», «Роснефть» ее не видела, сначала надо изучить информацию», – говорит он.

Санников полагает, что «Роснефть» не станет мешать ему регистрировать «ЮКОС» – у нефтяной компании в регистрации не указаны парфюмерные изделия. «Если товарный знак регистрируется в отношении неоднородных товаров, таких как нефть и парфюмерия, то формальных причин для отказа в регистрации нет», – согласен Владимир Шитиков, патентный поверенный из Baker & McKenzie.

Сам бренд очень известен и у него есть потенциальная аудитория, но продажа «ЮКОСа» будет означать сопричастность сторонникам Ходорковского, «а это не полезно для бизнеса», считает бренд-менеджер сети «Арбор мунди» (владеет 17 магазинами в Москве и Подмосковье) Варвара Золотова. Но сейчас покупатели выбирают не названия, а запах, продолжает Золотова. «Если выпуск «ЮКОСа» – гражданская позиция Михаила [Санникова], то я снимаю перед ним шляпу», – говорит владелец Brocard Group GmbH (производитель парфюмерии и украинский ритейлер) Давид Тетруашвили. Продавать парфюмерию под таким названием Тетруашвили не будет: он ссылается на общую тенденцию – ни один из «фамильных» брендов в мире не стал успешным, за исключением духов Curious by Britney Spears, которых в 2006 г. было продано более 15 млн флаконов.