Аромат для несогласных
Парфюмерная компания «Санни» решила зарегистрировать бренд «ЮКОС». Ее владелец Михаил Санников так выражает свою политическую позициюС 2007 г. права на товарный знак «ЮКОС» (и часть активов нефтяной компании) принадлежат «Роснефти». Товарный знак компания приобрела на одном из аукционов по продаже имущества ЮКОСа: в августе 2007 г. «Роснефть» за 18,577 млрд руб. приобрела «ЮКОС-транссервис», нескольких трейдеров, а товарные знаки в лоте шли в конце списка наряду с мебелью и оргтехникой. Сейчас «Роснефть» имеет право использовать бренд «ЮКОС» по 17 классам товаров и услуг, в основном связанных с нефтью, продуктами ее переработки и автозаправками.
ЗАО «Санни»
Торговая парфюмерная компания. создана в Москве в 1992 г. собственные бренды: «Аристократ», Infinity Love. Владелец – Михаил Санников. Выручка в 2007 г. (по СПАРК) – 143 млн руб. Чистая прибыль – 5,3 млн руб.
Как рассказал «Ведомостям» владелец компании «Санни» Михаил Санников, в феврале он подал в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака «ЮКОС». В базе Роспатента действительно есть заявка на регистрацию товарного знака в виде известного желто-зеленого треугольника и слова «ЮКОС» по третьему классу МКТУ – для маркировки парфюмерно-косметических товаров. «Это хорошее название, оно мне нравится», – объясняет выбор названия для парфюмерной продукции Санников. По его словам, новый продукт будет рассчитан на узкую аудиторию, но бизнес в проекте не главное. Таким образом участник маршей несогласных Санников хочет обозначить и свою политическую позицию: бизнесмен считает, что заключение Михаила Ходорковского сильно ухудшило деловой климат в стране.
Представитель «Роснефти» Николай Манвелов не смог рассказать, как компания использует бренд «ЮКОС». «Что касается заявки «Санни», «Роснефть» ее не видела, сначала надо изучить информацию», – говорит он.
Санников полагает, что «Роснефть» не станет мешать ему регистрировать «ЮКОС» – у нефтяной компании в регистрации не указаны парфюмерные изделия. «Если товарный знак регистрируется в отношении неоднородных товаров, таких как нефть и парфюмерия, то формальных причин для отказа в регистрации нет», – согласен Владимир Шитиков, патентный поверенный из Baker & McKenzie.
Сам бренд очень известен и у него есть потенциальная аудитория, но продажа «ЮКОСа» будет означать сопричастность сторонникам Ходорковского, «а это не полезно для бизнеса», считает бренд-менеджер сети «Арбор мунди» (владеет 17 магазинами в Москве и Подмосковье) Варвара Золотова. Но сейчас покупатели выбирают не названия, а запах, продолжает Золотова. «Если выпуск «ЮКОСа» – гражданская позиция Михаила [Санникова], то я снимаю перед ним шляпу», – говорит владелец Brocard Group GmbH (производитель парфюмерии и украинский ритейлер) Давид Тетруашвили. Продавать парфюмерию под таким названием Тетруашвили не будет: он ссылается на общую тенденцию – ни один из «фамильных» брендов в мире не стал успешным, за исключением духов Curious by Britney Spears, которых в 2006 г. было продано более 15 млн флаконов.