Худшее позади

Ситуация в банках вскоре может ухудшиться, однако она не будет столь тяжелой, как минувшей осенью, уверяют правительственные финансисты

Положение дел в банковской сфере непростое, однако, как бы ни развивались события, «мы не предвидим никаких острых ситуаций, которые могли бы быть сравнимы по степени накала с периодом октября – ноября», заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Сейчас, по его словам, власти гораздо лучше информированы. Правительство еженедельно получает информацию от Банка России и Агентства по страхованию вкладов (АСВ) по ситуации с проблемными кредитами в банках. «Есть банки, в которых просроченный портфель приближается к двум, к трем, к четырем процентам. В некоторых банках этот портфель уже выше 10%», – цитирует Шувалова «Интерфакс».

Кроме того, у правительства и ЦБ есть необходимые инструменты для быстрого реагирования. А главное, если возникнут сложности, зарезервированы значительные суммы для капитализации банковского сектора, уверяет Шувалов.

В марте министр финансов Алексей Кудрин заявил, что осенью он ожидает второй волны кризиса из-за роста объема просроченных кредитов у банков. Банки в своих отчетах скрывают реальный уровень просрочки, который уже превысил 10%, говорил он, встречаясь с банкирами.

«Второй волны может и не быть. Я думаю, что эта волна будет действительно значительно легче, чем первая», – заявил в эфире «Эха Москвы» гендиректор АСВ Александр Турбанов. Тем не менее и он ожидает ухудшения ситуации. Прежде всего – из-за роста просроченных кредитов.

Их доля, по прогнозу АСВ, может возрасти до 20% к концу года. «Это будет означать, что банковская система практически проест свой капитал», – признает Турбанов. Но более важным фактором называет не уровень просрочки, а уровень потерь по кредитному портфелю.

Для многих банков они окажутся настолько велики, что банки станут банкротами, уверен Турбанов. Но массовых банкротств не будет, заверил Турбанов.

До конца года объем корпоративных дефолтов не превысит, по оценке A.T. Kearney, $200 млрд, говорит руководитель практики финансовых институтов Юрий Добрынин. Это, считает он, посильное бремя для банков и бюджета.