Кризис выпрямил инвесторов

В I квартале Россия получила $3,2 млрд прямых иностранных инвестиций – на 43% меньше, чем год назад. Сумма оказалась самой низкой за последние четыре года: на рынке остались самые стойкие инвесторы
Reuters

В I квартале иностранные инвесторы вложили в российскую экономику $12 млрд, сообщил Росстат, – на 30,3% меньше, чем в январе – марте прошлого года. Прямые инвестиции сократились на 43% до $3,2 млрд.

Год назад общая ситуация была почти такой же: тогда инвестиции сократились на 29,9% к I кварталу 2007 г., прямые – на 42,8%.

На этом сходство заканчивается. Взносы в капитал, которые в I квартале прошлого года выросли в 2,1 раза, теперь уменьшились в 2,6 раза. Зато кредиты от зарубежных совладельцев, в I квартале 2008 г. рухнувшие на 84,8%, теперь выросли на 5,3%. Прочие прямые инвестиции, к которым Росстат, как пояснил его сотрудник, относит в том числе полученное от совладельцев оборудование, выросли на 43,5%, а годом ранее сократились на 29,8%. Реинвестированные доходы увеличились в 2,5 раза (+95% годом ранее), лизинг – в 3,1 раза (+85,1%).

На западных рынках кризис начал развиваться уже в I квартале прошлого года, портфельные инвесторы бежали, прямые – задумывались, не удивлен схожестью общей динамики инвестиций главный экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров. Для сравнения: в благополучном I квартале 2007 г. инвестиции в Россию выросли в 2,8 раза, прямые – в 2,5 раза. Но в январе – марте 2009 г. инвестировать в Россию «могли только самые отважные» и это видно по масштабу падения взносов в капитал, замечает Тихомиров: «Это деньги, а не оборудование и не возвратные кредиты». Рост кредитов объясняется низкой сравнительной базой (из-за рекордного падения в I квартале 2008 г.) и тем, что поддержка совладельцев была для предприятий единственным финансовым источником, добавляет Тихомиров.

«Кто собирался остаться, несмотря на экономическую нестабильность, – остался, прочие сворачивали или сокращали бизнес», – говорит главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик. «Среди наших клиентов, собиравшихся развивать бизнес в России, никто не отказался от своих планов», – утверждает ведущий экономист Citibank по России Элина Рыбакова. Если не рассматривать кризис «как конец всего и думать о долгосрочном периоде», то инвестировать в производство сейчас выгодно – дешевеют материалы, снижаются издержки, рассуждает экономист ЦМАКП Владимир Сальников. Треть всех инвестиций получила обрабатывающая промышленность – они выросли на 22%, инвестиции в торговлю и добычу упали более чем вдвое.

Россия инвестировала за рубеж в январе – марте $19,7 млрд – на две трети больше, чем получила, и в 2,7 раза больше, чем за такой же период 2008 г. (тогда объем экспансии упал к I кварталу 2007 г. на 38%). Крупнейшая сделка, по оценкам AG ReDeal, – покупка «Газпром нефтью» сербской NYS за 400 млн евро (в сопоставимую сумму чешской PPF обошелся контроль над «Эльдорадо» – $500 млн).

Значительная часть российских инвестиций за рубеж – вывоз капитала, уверена Рыбакова. Это не реальные проекты, а конвертация средств, согласен Лисоволик: «Вряд ли можно говорить о масштабном росте финансовых вложений России в реальный сектор за рубежом – наоборот, было давление на российские компании по выплате задолженности».

Согласно данным Росстата, Россия выплатила $12,1 млрд (минус 15% к I кварталу 2008 г.), а получила в качестве погашенных инвестиций $16,2 млрд (плюс 160%). Это сворачивание деятельности, полагает главный экономист «Траста» Евгений Надоршин: «Продавали доли, выводили прибыли». Средства от проданных за рубежом активов потом шли на выплату российских долгов, говорит Лисоволик.

Данные Росстата традиционно отличаются от данных Центробанка, который оценил объем прямых инвестиций в нефинансовый сектор в I квартале в $8,4 млрд (-55%). Росстат не учитывает покупку иностранными акционерами пакетов акций на вторичном рынке и реинвестированную иностранными предприятиями прибыль, если она, например, проведена через офшор, считая это внутренними инвестициями, объясняет Тихомиров.