Opel без Дерипаски

Сбербанк может стать крупнейшим акционером Opel наряду с General Motors. А вот группа ГАЗ Олега Дерипаски доли в немецком автопроизводителе не получит
Reuters

Opel/Vauxhall

Подразделение General Motors. Продажи (2008 г.) – 1,5 млн автомобилей. Выпускает автомобили на девяти заводах в Германии, Бельгии, Польше, Португалии, Испании, Великобритании.

Если правительство Германии одобрит заявку Magna, Сбербанк станет владельцем 35% акций Opel. Сама Magna получит 20%, 35% останется у GM, а группа ГАЗ будет лишь индустриальным партнером холдинга, сообщил Bloomberg со ссылкой на соуправляющего Magna Зигфрида Вольфа. Magna с партнером готовы вложить в Opel 500–700 млн евро, сказал Вольф. Конфигурация сделки в предложении Magna изменилась: раньше немецкая газета Rheinische Post писала, что российские партнеры могут получить 30,1% акций Opel, Magna – 19,9%, 40% останется у GM. При этом, как распределятся доли Сбербанка и группы ГАЗ, не уточнялось.

Сбербанк в пятницу подтвердил свой интерес к участию в консорциуме. Банк продолжает консультации с партнерами и правительством Германии «по выработке возможных схем и условий будущего сотрудничества», говорится в сообщении «Сбера». Банк не очень охотно кредитует российских автопроизводителей и дилеров, поэтому готовность вложить 180–250 млн евро в проект с не совсем понятными перспективами удивляет, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова.

Группа ГАЗ готова стать индустриальным партнером в консорциуме без получения доли, подтверждает представитель группы Елена Матвеева. У ГАЗа в Нижнем Новгороде есть простаивающий конвейер, на котором выпускался Siber, его мощность может быть доведена до 170 000–180 000 автомобилей в год.

Magna просит правительство Германии предоставить госгарантии Opel на 4,5 млрд евро, пишут немецкие СМИ. Вольф пообещал сделать Opel прибыльным уже через два года после сделки, а также активно развивать российский рынок. Opel и GM в краткосрочной перспективе займут 20% российского рынка, продавая 1 млн автомобилей в год, заявил он. При этом позиции GM в России успели сильно пошатнуться уже по итогам января – апреля: по сравнению с 2008 г. (337 810 автомобилей) доля концерна снизилась с 16,2% до 10,6%.

Конкурентов все больше

Между тем желающих купить Opel прибавилось. Немецкое правительство до окончания приема заявок получило предложения от Magna, Fiat и бельгийской инвесткомпании RHJ International. В четверг, на следующий день после дедлайна, Dresdner Kleinwort, консультирующий GM по продаже Opel, получил письмо от китайского автоконцерна Beijing Automotive Industry Corp (BAIC), который также готов побороться за немецкую компанию. Кроме того, на покупку до 20% акций Opel претендует европейская ассоциация дилеров Euroda, готовая вложить в концерн 500 млн евро в течение трех лет. Представители Euroda встречались на прошлой неделе с Вольфом и он не против такого партнера, сказал «Ведомостям» представитель ассоциации.

Пока лидером гонки за Opel остается Magna. Министр иностранных дел и вице-канцлер Германии Франк-Вальтер Штайнмайер назвал ее предложение единственным «жизнеспособным» из трех. Премьер-министр земли Гессен, где находится большинство заводов Opel, сказал в пятницу, что предложение Magna «находится ближе всего к надеждам и желаниям многих на немецкой политической арене, а также надеждам рабочих». Однако окончательное решение министр экономики Германии Карл-Теодор цу Гуттенберг и Штайнмайер обещают объявить на этой неделе, после сегодняшнего обсуждения на заседании кабинета министров. Формальное решение о продаже актива – за GM, но она прислушивается к мнению властей Германии. Времени у GM не много – если до конца мая она не договорится о продаже актива, 1 июня правительство США может начать процедуру банкротства компании.

В преддверии этого борьба обострилась. В субботу Fiat улучшил заявку на Opel. По словам цу Гуттенберга, сейчас немецкое правительство пытается понять, «сможет ли он выполнить все, что обещает» (цитата по Bloomberg). «Fiat сделал улучшенное предложение, поскольку ему нужны технологии Opel», – утверждает директор центра автомобильных исследований Университета Дуйсбург-Эссена Фердинанд Дуденхёффер. Следом и Magna улучшила предложение, пишет Reuters, но не раскрывает подробностей. «Magna сможет сохранить больше рабочих мест на Opel, чем Fiat, который уже сам испытывает трудности сбыта», – рассуждает Дуденхёффер (план Magna по сокращению рабочих см. во врезе). У Magna есть еще одно преимущество – у нее есть деньги на Opel, в то время как Fiat придется занимать для этого 7 млрд евро, пишет Bloomberg.

«Мы чувствуем готовность вести дальнейшие переговоры со всех сторон», – отмечает цу Гуттенберг, но у правительства нет уверенности, что «Magna, или Fiat, или RHJ могут гарантировать, что правительственные кредиты не канут в черную дыру, и что они на самом деле предлагают больше, чем благородные романтические идеи» (цитата по Bloomberg). Если недостатки в заявках сохранятся, банкротство, очевидно, будет лучшим решением, заявил он.