Полет кризис-классом

Кризис заставил многих взглянуть на личный самолет как на непозволительную роскошь: число VIP-полетов снизилось, по разным оценкам, на 26–32%
Е.Стецко

За январь – апрель 2009 г. число рейсов, выполненных на бизнес-джетах, сократилось на 32% по сравнению с тем же периодом прошлого года, рассказал «Ведомостям» исполнительный директор Объединенной ассоциации деловой авиации Максим Федосов. Показатели хуже, чем в 2006 г. (см. рисунок). Центр деловой авиации «Внуково-3» (оттуда в прошлом году было произведено 90% VIP-рейсов) зафиксировал за I квартал 26%-ный спад числа частных полетов, говорит совладелец аэропорта «Внуково» Виталий Ванцев.

Сильнее всего пострадал фрахт (на 50%) – состоятельные люди отказывались от индивидуальных чартеров в пользу регулярных авиакомпаний, продолжает Федосов. Операторы бизнес-авиации (на российском рынке действует 35 отечественных компаний и 350 иностранных) вынуждены снижать цены на услуги. В среднем летный час с начала года подешевел на 20%, утверждает Федосов: сейчас цена составляет от 1500 до 15 000 евро в зависимости от типа судна. Нередко скидка достигает и 25%, добавляет Ванцев. По данным сайта одного из российских операторов «Русджет», полет Москва – Лондон – Москва обойдется в сумму от 30 599 до 39 278 евро.

Стали летать реже и те, кто владеет самолетами, указывает Федосов, причем среди них немало желающих избавиться от авиатехники. Самолет на вторичном рынке можно приобрести с дисконтом в 20–50%. Примерно такие же данные и у Ванцева. Федосов приводит «кризисные» цены популярных бизнес-джетов: семиместный LearJet 60 (дальность полета – 3500 км; производитель – Bombardier) – $5,5–7,5 млн, Сhallenger 605 (10 мест, 6000 км, Bombardier) – $35–37 млн, Gulfstream G550 (12 мест, 12 000 км) – $45 млн. Всего по миру выставлено на продажу 3020 бизнес-джетов (около 18% от общего парка), говорит Федосов.

Например, владелец компании AFI Лев Леваев продал самолет Bombardier Global 5000 за $46 млн. Личным бизнес-джетом располагает председатель Думы Чукотского автономного округа Роман Абрамович. В интервью «Ведомостям» президент компании «Интеррос» Владимир Потанин рассказывал, что в 2005 г. обзавелся Gulfstream, а президент группы АСТ Тельман Исмаилов вспоминал про позолоченный самолет с эмблемой группы АСТ – черный скорпион – на хвосте. В мире насчитывается более 300 джетов, принадлежащих россиянам, отмечает Федосов; в России есть 12 компаний – операторов деловой авиации, подконтрольных сырьевым компаниям или корпорациям с госучастием.

Совладелец Национальной резервной корпорации Александр Лебедев никогда не имел личного бизнес-джета, однако, по его словам, две трети полетов он совершает на специально заказанном чартере. «Это удобно: например, каким еще образом я могу на один день слетать в Вашингтон на лекцию, а потом сразу перебраться в Париж для деловой встречи», – объясняет Лебедев. Пользоваться такой дорогой услугой, как фрахт самолета, стали более экономно, согласен он, но скорее это коснулось членов семей бизнесменов, чем их самих. Когда человек зарабатывает несколько сотен миллионов в год, то он вполне себе может позволить тратить миллион на комфортные перелеты, считает Лебедев. А вот содержание личного самолета уже накладно – $5–7 млн в год, не считая стоимости самолета, добавляет он.

Предприниматели не готовы полностью отказаться от перелетов на частных самолетах, уверен гендиректор европейской компании Jet Republic Джонатан Бриз: важно предложить выгодные условия, например совместное владение самолетом. Заказчик платит часть стоимости самолета и получает за это приоритетный и более дешевый фрахт. В Европе долевое владение составляет около 10% рынка частной авиации, говорит он.