Сделка недоступна

«Финам» первым среди брокеров раскрыл информацию о проблемах, мешавших клиентам совершать сделки на биржах. За последние два месяца было 12 сбоев
В.Баранов

У БКС несколько торговых серверов и каналов связи, завязанных на разных провайдеров, и в ситуации, когда на одном из серверов происходит сбой, клиент может оперативно перейти на другой сервер, говорит вице-президент БКС Юрий Минцев. По его словам, такого, чтобы все серверы БКС не работали, не было никогда. Среди недавних проблем – лишь задержки в работе всех серверов из-за сбоя на ММВБ 13 мая, отмечает Минцев.

Работа российских бирж далека от совершенства, свидетельствует статистика, собранная одним из крупнейших интернет-брокеров – «Финамом». Только с 1 апреля в торговых системах клиентов «Финама» наблюдалось 12 сбоев: из них три – в результате нестабильной работы оборудования «Финама», по два – по причине сбоя на серверах РТС и в торговой системе Quik, по одному – по вине ММВБ и интернет-провайдера, написано в документе. Причины еще трех не установлены.

Клиентам «Финама» пришлось понервничать 18, 21 и 22 мая, когда в их торговых системах Quik и Transaq некорректно отображались позиции на срочном рынке РТС – Forts. Проблемы были решены силами РТС, говорится в документе «Финама» (представитель компании подтвердил его подлинность).

Самый длинный по времени сбой произошел 9 апреля, когда для клиентов, работающих через Quik, торговля была недоступна с 10 утра до 14.50 МСК. «В связи с повышением активности произошло превышение максимально возможного значения одним из параметров настройки Quik», – комментируют в «Финаме». Индекс РТС в тот день вырос более чем на 6%. Получить комментарии в Quik не удалось.

17 апреля из-за проблем на серверах РТС два часа невозможно было торговать на срочном рынке биржи, говорится в документе «Финама».

13 мая аналогичная проблема была уже на фондовой бирже ММВБ – с 17.40 до 18.45 МСК заявки принимались с задержкой из-за сбоя на серверах биржи, отмечают в «Финаме». Об этом же «Ведомостям» рассказали несколько брокеров и их клиентов. Представитель ММВБ утверждает, что сбоя 13 мая на бирже не было. На серверах РТС после 1 апреля сбоев не было, сказал представитель РТС.

15 апреля после 11.00 МСК клиентам «Финама» были недоступны все торговые системы – из-за нестабильной работы автомата защиты отключилась часть серверного оборудования «Финама».

«Мы постоянно наращиваем затраты на IT, и это дает отдачу – за последний месяц не было ни одного сбоя по нашей вине», – говорит директор департамента IT «Финама» Николай Рубцов. Полностью устранить риски частных инвесторов сейчас невозможно – значительная часть проблем связана с торговыми системами, провайдерами, дата-центрами и прочими независимыми элементами IT-инфраструктуры, резюмирует Рубцов.

«Мы приветствуем такое внимание «Финама» к сбоям на биржах, но важно рассмотреть всю цепочку сигнала, который идет с бирж через удаленный терминал к конкретному пользователю, – говорит руководитель ФСФР Владимир Миловидов. – Очевидно, что проблемы есть по всей этой линии, и мы подумаем, как изучить этот вопрос». По словам Миловидова, у ФСФР сейчас нет полномочий регулировать технологическое обеспечение торгов и информация о сбоях лишь принимается к сведению.