Дилерова победа

В 2008 г. крупнейшим по выручке российским дилером стал Major, обогнавший прошлогоднего лидера – «Рольф». Лидеры разошлись в стратегии: первый наращивал продажи, а второй сфокусировался на рентабельности
С.Портер

Падение продаж автомобилей во второй половине 2008 г. не помешало 25 крупнейшим ритейлерам получить совокупную выручку в $26 млрд – это на 35% больше, чем в 2007 г., подсчитал журнал «Авто бизнес ревю» в ежегодном рэнкинге российских автодилеров, составленном при поддержке Российской ассоциации автодилеров (РОАД). Таким образом, топ-25 дилеров заняли почти 40% российского авторынка, оцененного компанией PricewaterhouseCoopers (PwC) в $69 млрд.

В 2007 г. в рэнкинге по выручке с большим отрывом лидировал «Рольф», получивший $2,25 млрд и продавший 66 100 автомобилей. Major занимал вторую позицию с выручкой в $1,9 млрд и продажами в 51 100 автомобилей. «Автомир» в 2008 г. сохранил третье место по выручке и первое по количеству проданных автомобилей ($2,5 млрд и 96 900).

Но в 2008 г. Major, по оценке «Авто бизнес ревю», совершил рывок, увеличив продажи на 51%, а оборот – на 70% почти до $3,3 млрд, и стал крупнейшим автодилером. Пресс-служба Major опровергает эти оценки: «Указанные цифры являются некорректными». Но оценки финансовых показателей Major, данные двумя топ-менеджерами из компаний-конкурентов, близки к цифрам «Авто бизнес ревю».

Лидеры рэнкинга придерживались в 2008 г. разной стратегии, объясняет перестановки в рэнкинге Роман Гуляев, главный редактор «Авто бизнес ревю». В начале года группа открыла комплекс «Мэйджор сити» на Новорижском шоссе, в котором представлено 11 автомобильных брендов, а в середине года пополнила свой портфель брендов немецкой маркой BMW. На рынке появились слухи о том, что быстрый рост группы привлек внимание британского дилерского холдинга Inchcape: о том, что он вел переговоры по покупке Major, «Ведомостям» рассказывали сразу несколько владельцев и топ-менеджеров конкурирующих компаний. Однако официальные представители Major и Inchcape информацию о сделке или переговорах опровергли.

«Рольф» же в 2008 г. концентрировался не на росте оборота, а на повышении рентабельности ритейла, отмечает Гуляев. В результате продажи автомобилей в штуках увеличились на 6%, а выручка – на четверть до $2,8 млрд. EBITDA розничного бизнеса «Рольфа» выросла на 37% до $97 млн, а общая EBITDA группы – $360 млн по неаудированной отчетности, добавляет исполнительный директор «Рольф-розницы» Вардан Даштоян. Совокупная выручка группы – $4,65 млрд. Компания весь прошлый год работала над развитием дополнительных высокорентабельных услуг – страхования, кредитования, трейд-ин, сервиса, а также сокращала издержки.

Например, с прошлого года «Рольф» открывает новые дилерские центры – в Астане, Алма-Ате и Оренбурге – в арендованных помещениях, а не в построенных самостоятельно. Сейчас у компании нет ни одного убыточного дилерского центра, гордится Даштоян. Показывавший плохие результаты центр Peugeot был закрыт.

Задача на 2009 г. – не допустить падения доходности розничного бизнеса «Рольфа» более чем на 15–20%, несмотря на падение продаж на 33%, добавляет Даштоян. Помочь этому опять же должно развитие дополнительных сервисов – по сезонному хранению шин, продлению гарантии на автомобили, предоставлению спецусловий по послегарантийному обслуживанию автомобилей. Кроме того, «Рольф» заинтересован в сотрудничестве с Skoda, Volkswagen, Nissan и Kia, говорит Даштоян. А в 2010 г. «Рольф» рассчитывает завершить строительство центра Toyota и Lexus – дилерское соглашение с марками уже подписано. «Мы смотрим в будущее спокойно», – резюмирует он. На конец 2008 г. на банковских счетах группы компаний находилось $225 млн, отмечалось в пресс-релизе группы. По данным неаудированной отчетности за 2008 г., к концу года долг «Рольфа» составил около $800 млн, $250 млн из них – выпуск LPN с погашением в июне 2010 г. Но в середине мая рейтинговое агентство Standard & Poor’s поместило долгосрочный кредитный рейтинг В группы «Рольф» в список на пересмотр с негативным прогнозом. Какова долговая нагрузка Major и прибыль группы – неизвестно.

Это не единственное «белое пятно» в рэнкинге, признается Гуляев. Из него в этом году исчезли «Инком-авто» и «Элекс-полюс», занимавшие в 2007 г. соответственно 9-е и 12-е место с выручкой в $940 млн и $750 млн. Эти компании сейчас фактически прекратили работу, поэтому в рэнкинг не попали. А розничное подразделение группы «Сок» не попало в список, так как не предоставило полных данных о своей выручке.

В следующем году рэнкинг будет другим, признает Дмитрий Гулин, президент РОАД: динамика продаж и выручки будет отрицательной у всех – ведь в первые четыре месяца 2009 г. продажи новых автомобилей в России упали на 50%. Не поможет дилерам и то, что впервые за последние четыре года снизится средняя цена продаваемого автомобиля, считают эксперты PwC, – она может составить $17 000 против $22 000 в 2008 г. С другой стороны, финансово слабые игроки постепенно покидают рынок, а значит, доля крупнейших игроков на нем будет расти, добавляет Гуляев. Крупным дилерам удалось стабилизировать положение за счет сервиса, объясняет Гулин: все больше компаний переходит на западную модель бизнеса, когда основную долю выручки приносят доходы от обслуживания автомобилей, а не от их продажи.