Еще $84 млрд

Китайское правительство решило стимулировать не только внутренний спрос, но и внешний. Одобрена новая программа по поддержке экспорта

Госсовет КНР обнародовал пакет мер по поддержке экспортеров и стимулированию спроса на китайские товары на мировом рынке, передает агентство «Синьхуа». На сколько вырастет одобренная ранее антикризисная программа объемом в 4 трлн юаней ($586 млрд), не сообщается. Уточнены лишь некоторые параметры новых мер.

В ближайшее время будет выделено $84 млрд на страхование бюджетом краткосрочных экспортных кредитов. Кроме того, правительство намерено предоставить налоговые льготы высокотехнологичным компаниям и предприятиям с большим числом рабочих мест. Будет расширена программа госгарантий по кредитам среднего бизнеса.

Сокращение внешнего спроса на китайскую продукцию стало главным вызовом для экономики страны. По первоначальным прогнозам объем китайского экспорта должен был сократиться в этом году на 10%, но спад может оказаться гораздо глубже, цитирует «Cиньхуа» Сан Ми Чунь из Nomura International. По данным администрации таможни, в феврале экспорт снизился на 25,7% – максимальную за десятилетие величину, импорт – на 24,1%. Но уже в следующие месяцы показатели немного стабилизировались: в марте объем внешней торговли снизился по сравнению с прошлым годом уже на 22,8%. В апреле оборот внешней торговли вырос на 10,4% по сравнению с мартом. За четыре месяца, по данным Национального бюро статистики, объем экспорта сократился на 14,3%, промышленное производство выросло на 7,3% (8,4% – год назад). Благодаря правительственной поддержке инвестиции в основной капитал увеличились на 30,5% в I квартале, а внутреннее потребление – на 14,7%.

Антикризисная программа КНР нацелена в первую очередь на стимулирование внутреннего спроса для переориентации экономики с внешних рынков на внутренний. Главная линия программы сохраняется, но Китай хочет локализовать урон от сокращения внешнего спроса, поддержав экспортно-ориентированные отрасли (например, по производству игрушек), продукция которых не найдет достаточно покупателей внутри страны, отмечает Василий Кашин из Института стран Дальнего Востока.