Для дела: Креативное сообщество

Спросите любого знатока дизайна про лучшее в мире место для желающих всегда быть в курсе новых тенденций. Скорее всего в ответ вы услышите: Zona Tortona в Милане.

За последние восемь лет эта, казалось бы, бесперспективная промышленная зона – запасной аэродром для выставок и вечеринок в рамках ежегодной мебельной ярмарки Salone Internazionale del Mobile – приобрела репутацию источника свежих стилистических решений и инноваций, став престижным дизайнерским кварталом мирового масштаба.

Zona Tortona обязана своим названием одноименной длинной и узкой улочке (виа Тортона) в некогда заброшенной части города, ограниченной каналом Навильо. Здесь полно бывших складских помещений и промышленных территорий. В прошлом году они превратились в 90 выставочных площадей, которые посетили 88 000 человек – что на 16% выше, чем в 2007 г. По оценкам специалистов, мероприятия, проводимые в Zona Tortona во время работы Salone, приносят местному бизнесу примерно 180 млн евро. Причем некоторые рестораны и бары за неделю получают половину годового дохода, а удачливые владельцы недвижимости – до 40% годовой арендной платы.

Открываются и более долгосрочные перспективы. Здесь обосновались ведущие модные марки – Giorgio Armani, Diesel, Tod’s и Ermenegildo Zegna, – а также фотостудии и рекламные агентства. В результате стоимость недвижимости резко возросла. Zona Tortona – это не просто место для проведения мероприятий, это пример успешного возрождения городских территорий.

Среди суматохи и шума Salone может показаться, что это всего лишь импровизированный всплеск спонтанных дизайнерских решений. На самом же деле это тщательно организованная неделя мероприятий, тонко срежиссированная миланским объединением DesignPartners, в которое входят восемь компаний, специализирующихся на маркетинге и коммуникациях в области дизайна. В этом году перед объединением стоит нелегкая задача – расшириться, не утратив стабильности. В его ряды вот-вот вольются не только придерживающиеся радикальных взглядов молодые компании, но и мебельные магнаты. Среди них – группа Poltrona Frau, которая впервые покинула свое традиционное место на выставочных площадях Salone.

«Zona Tortona всегда отличалась инновационным духом и креативностью. Она известна как место, где раскрываются таланты, – рассказывает глава DesignPartners Маурицио Риботти. – С самого начала мы были нацелены на новизну, молодость и современность – в противовес более официальному Salone, посвященному прежде всего мебели. Но 2009 год совсем не похож на 2001-й. Мероприятие нуждается в более четкой и рациональной организации. Но одновременно следует избегать чрезмерной упорядоченности и сохранить атмосферу «творческой лаборатории».

«Много компаний хотят «поймать волну», но мы вынуждены производить очень тщательный отбор. Прежде всего они должны быть тесно связаны с дизайном. Для нас также важно не допустить повсеместного господства одного бренда. Мы не хотим продать нашу душу», – добавляет он.

Показательным является состав «специальных партнеров», т. е. спонсоров, DesignPartners. Среди них фигурируют как крупные бренды – Veuve Cliquot и Campari Soda, – так и более мелкие: испанская фабрика мебели Viccarbe, итальянская компания по производству бумажной продукции Fedrigoni и миланская Moleskine, выпустившая блокноты для пресс-кита 2009 г. На подходе проект с участием швейцарской часовой компании Rado: создание онлайн-платформы для обмена информацией и общения между представителями сообщества дизайнеров.

Как утверждает Риботти, невзирая на экономический спад, места на мероприятии этого года «почти полностью заняты», а количество участников составляет примерно 200 человек. Swarovski отходит от привычного формата – представленных ранее люстр Crystal Palace – и предлагает вниманию посетителей инсталляцию от Арика Леви в товарном складе Porto Genova, разрисованном граффити. В Superstudio Piu будут, в частности, выставляться Tom Dixon, Timorous Beasties, Moooi и Foscarini. Среди зарубежных участников показа – Taiwan Design Centre, DanishCrafts, Czech Selection, Via Design France, Made in Berlin, Portugal Brands и ABC (Authentic Belgian Creativity)

Планируется расширение территории, которая охватит менее затронутую индустриализацией зону на востоке – Zona Romano. Основные мероприятия будут происходить здесь на Spazia Botta – в 12 современных лофтах, окружающих двор особняка Milanese и старого, но недавно отремонтированного миланского театра Franco Parenti. Среди других нововведений – Design Lounge, ресторан, зона отдыха и книжный магазин; ночной клуб с индивидуальным членством, где в качестве диджеев будут выступать дизайнеры, а также специальная телевизионная студия для прямой трансляции репортажей и интервью на огромных экранах (отредактированные версии появятся на веб-сайтах Zona Tortona и DeTnk, а также на портале YouTube).

После нескольких лет работы в качестве микроменеджеров показов участников объединение DesignPartners готовит два собственных мероприятия: интерактивную экспозицию Surfacin’ – Materials Innovation, посвященную ресурсосбережению, а также – совместно с академией Domus и Миланским политехническим университетом – выставку That’s Design!, на которой будут представлены работы студентов отделений дизайна и молодых фрилансеров. Цель мероприятия, по словам Риботти, – «не столько получить прибыль, сколько донести посыл». «Это просто предлог завести разговор о мировом дизайне, используя в качестве отправного пункта Zona Tortona», – добавляет он.

Как мероприятие, так и территория, на которой оно проходит, несомненно, стали примером для подражания. Представители некоторых городов уже обращаются в DesignPartners за консультациями, стремясь организовать нечто подобное. Наиболее успешным результатом такого сотрудничества стала намеченная на июнь неделя дизайна в Стамбуле (Istanbul Design Week), организуемая совместно с турецким партнером. Риботти замечает: «Мы рассматриваем еще несколько вариантов в Европе, США и Азии. Мы не хотим полностью копировать Zona Tortona, но собираемся использовать аналогичные принципы. Подобным мероприятиям необходима как местная специфика, так и международная перспектива».

Дизайнерские кварталы мира

Лондон Район Brompton Cross на юго-западе Лондона, где в числе первых появился Conran Shop, а затем обосновались B&B Italia, Boffi и Bisazza, был задним числом назван дизайнерским кварталом. Однако во время проходившего в сентябре Лондонского фестиваля дизайна внимание сместилось на восток, в сторону старого квартала Truman Brewery, ставшего временным пристанищем для Tent London, а также других зон Ист-Энда. Хельсинки Дизайнерский район Хельсинки (Design District Helsinki) занимает 25 улиц. На них располагаются магазины мебели и товаров для дома, включая Artek, Iittala, Forme и Kartell, антикварные магазины, модные бутики, музеи и художественные галереи. Всего на карте квартала отмечено 170 «дизайнерских» мест. Неделя дизайна в Хельсинки (Helsinki Design Week), намеченная на сентябрь, предусматривает выставки, вечеринки, семинары. Майами Здесь есть постоянный квартал, где располагаются выставочные залы дизайна и элитные модные бутики. Он также служит ареной для проходящего каждый декабрь мероприятия Design Miami Show наряду с Art Basel Miami Beach. Дизайнерские фирмы и индивидуальные дизайнеры, как правило, занимают временные помещения в дополнение к основному показу. Наряду с этим выставляется ряд арт-проектов. Токио В зоне Aoyama, протянувшейся до районов Roppongi и Harajuku, а также в зоне вокруг Музея современного искусства на востоке Токио разместились небольшие ухоженные магазины и галереи. В рамках ежегодного мероприятия Design Tide, которое можно сравнить с Zona Tortona, независимые дизайнеры и малые предприятия демонстрируют свои работы на центральных выставочных площадях и в галереях районов Aoyama, Harajuku и Roppongi.